портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

тема: Ваше мнение очень важно! 

06.09.2009 - 17:42 - Ваше мнение очень важно!

Прошел конкурс на господдержку неигровых фильмов в 2009 году. В конкурсе участвовало 387 компаний и персоналий, но число лиц, вовлеченных в этот процесс, было во много раз больше.  Кого-то результаты разочаровали, кого-то удивили, некоторых обрадовали, но, похоже, что большинство профессионалов не считает ныне существующую систему господдержки неигровых фильмов прозрачной, справедливой и эффективной. И многие говорят: "Надо что-то менять".

Чтобы приблизиться к пониманию того, что менять и как это сделать, я призываю всех, кому небезразлично будущее [господдержки] неигрового кино высказать свое мнение в комментариях, ответив на 3 вопроса:

1. что Вас устраивает (в ныне существующей системе господдержки неигрового кино)?
2. что Вас не устраивает ( ... ) ?
3. что Вы предлагаете изменить ( ... ) ?

Вы можете также просто прокомментировать результаты  проведенного конкурса.

 

ссылки по теме:

Список всех лотов на господдержку неигровых фильмов (2009) 

Портал miradox провел независимое исследование результатов конкурса на господдержку неигровых фильмов (2009)

Текст статьи в "Советской России" от режиссёра Владимира Эйснера

Начало списка компаний, принимавших участие в конкурсе на господдержку неигровых фильмов в 2009 году

Продолжение списка компаний ...

Ознакомился с правилами оформления заявок и условиями конкурса и пришел в ужас. Чудовищный лес какой-то. Столько закорючек, что надо иметь спец юридическую службу, дабы сквозь это продраться. Что ж нам бедным неинкорпорированным делать? Создается впечатление, что все же существуют некие упрощенные пути (для тех, кто равнее, наверное) участия и победы...

1. что Вас устраивает (в ныне существующей системе господдержки неигрового кино)?
устраивает что господдержка, как идея, существует, и именно благодаря ей многие прекрасные работы случаются.

2. что Вас не устраивает ?
1/ что финансирование достается "крупным", "богатым", "коммерческим". даже фонды и телеканалы не стесняются обращаться за господдержкой. один-единственный индивидуальный предприниматель получил поддержку, Разбежкина. Поддержка уходит на содержание далеких от искусства структур.
2/ Автор должен пресмыкаться, чтобы студия его "взяла", или сам содержать ОАО. Студии стараются набрать побольше проектов, и могут ещё денег не получить.

3. что Вы предлагаете изменить ?
1/ мне кажется, не так важно, по какому пути двигаться: в сторону ли открытых питчингов или анонимной подачи проектов через интернет. важно обеспечить максимальную ротацию членов синедриона.
2/ возможно, конкурс проектов проводить отдельно. причем - в произвольной форме. А потом - конкурс между студиями, с бумажными строгостями, с предложениями по доп. финансированию. чтобы авторы, режиссеры не становились заложниками последних.

и вот у меня самая крамольная мысль. на мой взгляд, было бы ошибкой допускать к решению, кому давать  денег, кому - нет, не только продюсеров, но и творческих людей. особенно - творческих людей. пусть будут - чиновники.

filmdoc

Я вчера проехал под знак "кирпич" специально замаскированый ГАИШниками для того чтобы как можно больше людей оштрафовать. Отстояв очередь из нарушителей мент, на мои резонное возмущение тем, что знак просто невидим сказал: "Ну мы все же люди, нам жить надо, тем более Вы сами знаете в какой стране мы живём!"
 Я говорил с одним чиновником минкульта. Открыто жаловался на коррупцию и т.д. Он сказал: Ну мы все же люди, нам жить надо, тем более Вы сами знаете в какой стране мы живём!"
А в какой стране живёте Вы? А может вообще они не нужны никому  этой стране, где мы живём? Ни Министерство культуры, ни ГАИ-ГИБДД. Тем более, что кое в каких странах их разогнали и ничего, дышать-то стало там легче!

robinow

Владимир Робинов. 06.12.2009.

Я участвую в этих конкурсах уже второй год. В 2008 году меня пригласил продюсер: для прохождения заявки нужен был мой "послужной список".  Однако снимать кино всерьёз он не собирался вскоре от моих услуг отказался, вынудив меня уйти.
В этом году я зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и весь путь проходил уже самостоятельно. Поэтому все мои предложения, так сказать, выстраданы.
Министерство культуры постоянно экспериментирует с условиями конкурса. Творческая биография претендента то имеет значени, то не имеет... Однако всё определяется крайне лукавой (если просто не сказать - коррупционной) формулой, по которой вычисляется победитель. В комиссии - семь человек; при этом всего ДВА ЧЕЛОВЕКА могут с лёгкостью "забаллотировать"  любую неугодную заявка!  Проверено на собственном опыте! "Четвёрки" и "пятёрки" двоих коллег-режиссёров (НУ КОНЕЧНО ЖЕ!!!) выпихнули мою заявку на последнее одиннадцатое место. А вот киноведы - ставили от пятнадцати до двадцати баллов... 
Только не подумайте, что во мне говорит обида! Просто так уж мы устроены. Я и сам порой сужу чужую режиссёрскую работу чрезмерно строго. Поэтому настоятельно предлагаю отдать суд над нашими замыслами неприменно киноведам и редакторам. ОНИ - ОБЪЕКТИВНЕЕ!!!
Кроме того, комиссия должна состоять по крайнеё мере из пятнадцати человек, а лучше и больше. Опять же для ОБЪЕКТИВНОСТИ.
И, наконец, последнее и самое радикальное предложение. Оно может показаться нереализуемым, однако тоже основано на моём личном опыте.
В эпоху застоя я работал редактором на киностудии "Центрнаучфильм". Одной из моих служебных обязанностей был сбор творческих заявок от авторов. Потом из этих заявок я составлял тематический план, который утверждался в Госкино. Деньги государство выделяло именно под этот тематический план. ТАКОЙ НЕЛЕПОСТИ, КАК СЕЙЧАС С ЭТИМИ СПИСКАМИ ТЕМ, НЕ БЫЛО НИ ПРИ БРЕЖНЕВЕ, НИ ПРИ ЧЕРНЕНКО!
Кто сочинял все эти темы, которые предлагает нам Министерство культуры? И почему не сами режиссёры и сценаристы ищут темы для фильмов?
Вывод первый: СЛОЖИВШАЯСЯ ПРАКТИКА ТЕМАТИЧЕСКОГО НЕПРИГОДНА В ПРИНЦИПЕ.
Далее. Как профессиональный редактор с не теоретически, а на собственном опыте знаю, что самая прекрасная заявка, и даже самый прекрасный сценарий не дают гарантии хорошего фильма. Бумага всё стерпит! И в неигровом кино это ещё острее.  Доверять полностья я мог тогда только имени автора и его послужному списку. 
Второй вывод - СЛОЖИВШАЯСЯ ПРАКТИКА ОТБОРА ЗАЯВОК НЕ ПРИГОДНА, ТАК КАК НЕ МОЖЕТ ГАРАНТИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА.
Третий вывод - В КОНКУРСЕ ДОЛЖНЫ УЧАСТВОВАТЬ ТОЛЬКО РЕЖИССЁРЫ И СЦЕНАРИСТЫ, А НЕ ПРОДЮСЕРЫ, КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС. И, ТЕМ БОЛЕЕ. НЕ СТУДИИ. Студии и продюсеры -это те, кто будет реализовывать проект. В конце концов, кто кого обслуживает? Может быть, режиссёр обслуживает продюсера? Тогда о какой поддержке творчества мы говорим? 
Теперь мы подходим к сути моих  предложений.
Одно из них уже предусмотрено существующими условиями конкурсных торгов, однако применяется только в отношении к художественным фильмам. Речь идёт о КОНКУРСЕ НА ОКОНЧАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА. Однако в его условия необходимо внести  изменения. Министерство культуры не должно диктовать никаких тем. Авторы и режиссёры сами ищут интересмные и достойные внимания темы; на свой страх и риск начинают производство и показывает комиссии снятый и, как минимум, начерно сложенный материал. Я    гарантирую, что мы и двух сотен достойных претендентов на участие в таком конкурсе не наберём. Почему? Да просто любители и охотники до лёгких денег неизбежно отсеются, а останутся только профессионалы и творцы.

filmdoc

Владимир! Я об этом уже говорил перед коллегами, но бессмысленно! Они послушали и посмеялись в душе. А всё это просто:
1. Раньше в СССР ты не имел право снимать кино не окончив ВГИК или Высших курсов. Это правильно. Хочешь работать в кино - учись, получай  диплом и работай. Сейчас же режиссёром может стать каждый. Это в корне не правильно! Нас учило государство, вкладывая в наше образование немалые деньги. Так почему же господдержку получают "левые" люди?
2. государство должно оказывать подедржку именно документальному кино, предназначение которого сводиться к двум  основным вещам: фиксировать образ вемени для потомков и создавать художественные произведения искусства, а не фильмам-репортажам для ТВ. 

Для этого можно просто сделать одну простую вещь: есть Союз кинематографистов, есть Гильдия режиссёров России, есть Гильдия неигрового кино. Автоматически члены этих организаций должны иметь 100 % право на ХОТЯ БЫ ОДИН ФИЛЬМ В ГОД! (в средем документалистов так сказать "в законе" около 400 чел. Имено столько фильмов финансирует Минкульт). 
   Другая категория - студенты, дебютанты, начинающий свой творческий путь. Им нужна поддржка более чем другим.
А все остальные - пожалуйста! На конкурс! Но только если у тебя есть хоть какой-то диплом хоть Грымовских курсов, если ты имеешь отношеие к миру кино. Если ты отношение к кино не имешь -иди и поучись. Относиться к профессии нужно серьёзно.
Далее. Грант нужно давать персонально под личность автора, который сам будет выбирать ту базу на которой он будет осуществлять свою работу.  
Приоритетом в получении гранта должны быть режиссёры, имеющие фестивльные премии и призы, чьи работы прозвучали, вызывали общественный резонанс.
А пока Минкульт - БЕСПОЛЕЗНАЯ СТРУКТУРА, обслуживающая сама себя.

robinow

Владимир Робинов.

Спасибо, Дмитрий! Я не ожидал так быстро найти единомышленников. Однако один Ваш пассаж меня озадачил. Я имею в виду предложение дать особые 100%-ные преимущественные права на госзаказы членам Союза Кинематографистов. Я целый день думал и пришёл к выводу, что Вы, наверное, шутите.
Ну что это за спецраспределитель при ЦК КПСС получается! Показал удостоверение - и получай паёк... Выучился во ВГИКе - получай гарантированную работу... Представляю, какая очередь на вступление в союз выстроится!..
Но господдержка кинематографа - это не благотворительность и не пенсия! Её нельзя раздавать всем подряд!
Как будем определять, кто реально может снимать, а кто нет? По каким критериям? И кто будет делить эти деньги? Опять Союз кинематографистов?
Но мы уже эту радость имеем не первый год... Минкульт? Вы, вот, отказываете ему в праве на сушествование, А почему, собственно? Там ведь те же члены Союза Кинематографистов... Только стульями меняются.
И Вы не даёте ответа на главный вопрос: "Кто будет придумывать темы для фильмов?"
Я попытался представить, что за человек придумывал все эти темы? Кто он: сценарист? редактор? режиссёр, продюсер? И знаете, что у меня получилось?
Их автор - безумно усталый человек, у которого уже нет сил думать. Телевизор посмотрел, газету почитал - вот вам и темы... Вы ведь согласитесь, что за большинством тем из этих списков не видно кинематоргафа. Газетная статья или, в лучшем случае - новостийный сюжет минут эдак на пять. А тут предлагают метраж: 26 минут, 39 минут, а то и полный метр! И только за голову хватаешься: из чего кино-то делать?..
Только ведь автору темы - на нас с вами - наплевать: это для него - общественная нагрузка, он за это денег не получает, а тут ещё собственная картина в запуске (или что-нибудь в этом роде)...
Так что-то левой задней и накропал...И заявки наши он не читает: а что? претендентов и так много!.. (По крайней мере, в моём случае именно так всё и было).
Но меня вот что особенно беспокоит: ПОЧЕМУ МЫ ВСЕ ТАК УПОРНО ХОТИМ НАЗАД, В СОЦИАЛИЗМ??? МЫ ГОВОРИМ: РЫНОК, РЫНОК! А РИСКОВАТЬ - НЕ ХОТИМ. ТВОРЧЕСКУЮ СВОБОДУ НАМ - ПОДАВАЙ, НО - ПРИ УСЛОВИИ СТОПРОЦЕНТНОЙ ПРЕДОПЛАТЫ. 

 

filmdoc

Владимир, я не шучу. Я же не говорю "член Ск" или не член, но человек с КИНОШНЫМ образованием. Пусть это будут Грымовские курсы, не обязательно ВГИК. Образование это серьёзно, это формирует мировоззрние, уважение к своей профессии, корпоративную этику и солидарность и т.д. Не люблю самоучек - они сейчас портят жизни киношникам на ТВ (у них есть образование, но совсем другое). Люди из рыбной промышленности рулят ЦСДФом, особисты из соответсвующих академий работают продюсерами на ТВ и т.д. Мы видим наглядно к чему это всё привело.
Кстати,  многие чиновники в госкино  не члены Союза. Там был даже скандал, что один из них купил вообще диплом о Высшем образовании... А с образования всё начинается. Хочешь снимать кино - иди поучись год, другой, как это сделал я в своё время - пошёл после МГУ им Ломоносова на Высшие курсы.
Кстати, в любой профессии должен быть карьерный рост. Даже в творческой. Это не спецраспределитель ЦК. Чтобы получить удостоверение Ск России нужно потрудиться: доказаь свою профессиональную пригодность сняв не один фильм. И пусть очереди выстраиваются в Союз, псть это будет престижно. Выучился во ВГИКе и получил работу! А как иначе? Зачем учиться? Чтобы потом работать и между прочим по специальности.
А темы для фильмов должен придумывать сам автор. Кто же ещё?  

robinow

Вы, Дмитрий ищете "врагов", - или, если хотите, - "нежелательных конкурентов", от которых Вы предлагаете защититься административнывными средствами, - где-то ВНЕ нашего профессионального сообщества. Нет, они - СРЕДИ НАС! Проанализируйте список участников. В нём много ИНТЕРЕСНЕЙШЕЙ информации! 
По опыту предыдущих лет мы знаем, что три четверти этих заявок станут малопрофессиональными халтурными поделками. Даваёте попробуем вычислить, какие именно. Это - совсем не сложно! 
Вот, к примеру, Индивидуальные предприниматели. Имя, фамилия, отчество. Никто ничего не скрывает. Всё прозрачно. А кто, к примеру, скрывается за громким названием "РЦСДФ"? Сами, ведь, говорите, что там правят рыбаки? Это что - ОНИ сочинили 17 заявок? Всего 5 победили! А снимать-то кто будет? Мы, ведь, с Вами знаем, что нет на этой студии творческих кадров! Это - мираж, а не студия!
Ещё один победитель - студия ЦНФ. Это раньше он был "ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМ", а теперь - какой-то непонятный ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛЬМА. Новые хозяева сохранили только марку ЦНФ, и, соответственно, права на старый студийный фильмофонд. А от сути - отказались. Неигровое кино - теперь только "приработок"... Творческих кадров там нет. Технической базы - тоже нет. 10 заявок и все - победители! Причём в пяти случаях - "ЕДИНСТВЕННЫЙ УЧАСТНИК"!!! Интересно, как это они так подгадали? 
Ещё про одного такого "миражного" победителя мы все уже читали в статье Владимира Эйснера.
Вывод сам собой напрашивается.  
Часть наших коллег (так называемых "продюсеров") сама пишет заявки (а это совсем не сложно!), а потом нанимает за копейки малопрофессиональных режиссёров. Что в результате получается - легко представить. На каждом телеканале этого добра - штабеля! 
Как защититься? Я - зарегистрировался в качестве Индивидуального предпринимателя, чего и всем советую. Это единственное, что мы можем сделать сами. Всё остальное, к сожалению, - пустые разговоры. 

filmdoc

Вот-вот. Гильдии и Союзы и существуют для того чтобы отстаивать наши профессиональные интересы. Что тут такого? Какие враги? А тогда для чего все эти организации? И они должны защищать интересы таких как Эйснер - уважаемых и серьёзных кинематографистов. А пока наше собщество расколото, когда "каждый за себя", толку не будет.
А ЦНФ это не какой-то непонятный, а вполне серьёзная студия, чей руководитель сейчас "у руля" распределения средств: господин Зернов. Всё вполне логично. 
   Хорошо, если мы будем объединятся,  но врят ли пустые разговоры перерастут в конкретные действия. Я говорил об этом с Герчиковым (президентом Гильдии неигрового кино и ТВ), у меня сложилось мнение, что он не хочет "воевать" с Минкультом, поскольку чего-то там малость имеет. Так и многие другие. Можно, конечно, собрать армию "обиженых" и пытаться призвать Минкульт к финансированию, но как только кто-то из этой армии будет получать деньги на фильмы, автоматом перейдут в другой лагерь "довольных".  Сложно в мире Искусства! Особенно в документальном кино. Это обусловлено многими факторами, осовной из них человеческий: уж слишком много "фриков" в нашей среде, не способных к серьёзной борьбе за свои права. Бывал я на разных гильдийных профсобраниях и понял, что наш мир сильно разобщён неадекватными амбициями коллег, как сказал уважаемый мною Ханютин: "среда такая странная".   Я уж тут не знаю, что делать...

robinow

Сначала, Дмитрий, маленькое уточнение. Зайдите на сайт http://www.cnf.ru/about и увидите, что студией ЦНФ руководит А.А.Голутва, в вовсе не Зернов (т.е."бывший", а не "нынешний").
Но всё это - мелочи, по сравнению с главным.
Вся беда в том, что мы думаем только о том, как ПОДЕЛИТЬ государственную помощь, вместо того, чтобы думать, как её ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ.
Какие бы критерии отбора мы ни придумали, какие бы гениальные проекты мы ни составили, - всё равно будет получаться, что мы хотим с Государством ТОРГОВАТЬ ВСЛЕПУЮ! И, что самое удивительное, - Государство на это ИДЁТ!
Неужели вы думаете, что эта безумная щедрость будет продолжаться бесконечно?! Неужели вы думаете, что ТАМ - ещё не понимают, что кинематограф наш сегодня - это ПРОРВА, в которую сколько ни кидай денег - проку не будет?! А может быть просто Государство наше осознало, что это оно само в начале 90-х годов разрушило наш кинематограф, - и потому нам так помогает?!