портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

тема: Текст статьи в "Советской России" от режиссёра Владимира Эйснера 

31.08.2009 - 12:34 - Текст статьи в "Советской России" от режиссёра Владимира Эйснера

«Что это было?»

Закончился еще один этап вхождения Российской кинематографии в рыночные отношения. Прошли очередные конкурсные торги на создание неигровых документальных фильмов.

В прошлые годы в адрес Министерства культуры было много нареканий: тут тебе и «откаты», тут и протекция, и много чего еще. Около 2 лет торгов не было, документалисты сидели на голодном пайке и, вот, на тебе - государство выделило деньги на создание произведений искусства! У многих перехватило от радости дух: наконец-то можно будет заняться творчеством….

Я хочу рассказать о своем опыте участия в этих торгах, и о мыслях , которые они навеяли. Это частный случай, но в нем отразились многие проблемы.

Киностудия наша находится в Новосибирске. И все девять заявок мы отослали заранее почтой. Ждем… Один за другим стали проходить конкурсы и только через 15 дней с начала торгов выяснилось, что нас отфутболили еще на подступах. Заявки, над которыми длительное время работали сценаристы и режиссеры, не были допущены к конкурсу. И на то были серьезные причины: два документа не были прошиты, прошнурованы белыми нитками, как в нотариальной конторе. Они лежали в конверте со всеми документами, но не были прошиты. Причина веская.

Я с этим и не спорю. Виноват. Кстати очень интересный нюанс - фирма, которую наняли в Министерстве культуры для проведения конкурсных торгов ( ООО «Тендер- профи»), на своем сайте зазывно сообщало, что стоимость оформления документов для торгов -15 000 руб , а пакет услуг « Победитель торгов» составляет- 25 000 руб. Не потому ли они с таким усердием и отслеживали прижимистых кинематографистов? 
-А-а-а!... Самые умные!.. Сейчас, сейчас, посмотрим…

Я думаю: всем кого отсеяли, надо было не жадничать, а обращаться в ООО «Тендер-профи».

Киностудия «Азия-фильм» существует с 1991 года. Фильмы мы снимаем по всему Сибирскому Федеральному округу. Есть корреспондентские пункты в Иркутске и Чите. Темы поднимаем серьезные, а о качестве фильмов можно судить по наградам, полученным на кинофестивалях. Не хвалюсь, но очень многие наши фильмы шли на международных кинофестивалях. Не все получали награды, но если фильм отбирается в конкурсную программу на Лейпцигский, Амстердамский, Парижский, Краковский или Ньонский (Швейцария) кинофестиваль,  - это говорит об определенном уровне, а мы получали на этих фестивалях призы и гран-при.

Нас срезали одним махом. Конкурсы идут один за одним, время уходит. А у нас на всех заявках одна и та же ошибка, системная ошибка - не прошиты белыми нитками все документы. «Тендер-профи» не проведешь. Профессионалы. Что делать? Надо срочно писать новые заявки…

Конкурсов осталось несколько штук и на них пошла самая отчаянная борьба. Такие же бедолаги как мы штурмовали последний бастион бюджетных денег. Чтобы не было неясности, скажу, что одну тему студия отвоевала. Здесь можно перевести дыхание и поразмыслить, что же это было? Проанализировать.

По первым же прикидкам выяснилось, что большинство заявок получили москвичи. Ладно бы известные кинематографисты, известные студии. Но как насекомые на свет бюджетных денег слетелись непонятно откуда взявшиеся конторы и фирмочки. Причем слетелись не только из Москвы, а со всех краев нашей необъятной Родины. Оказывается, наша страна буквально кишит кинематографистами. И названия у них в духе времени от «Кефир – продакшн» до студии «Белый лист» и «Ракорд». Для тех кто не знает, ракорд - это технический кусок пленки, который приклеивается к началу фильма для зарядки в киноаппарат. Ну, а о белом листе и сказать нечего - говорит сам за себя.

Кинематографический мир узок. Действующие киношники знают друг друга в лицо. Но новое кинематографическое племя было совершенно незнакомо. По всей видимости, оно еще недавно снимало свадьбы и похороны и вот теперь возмужало.

–Это чьи-то родственники и дети, - сказали мне. Я усомнился, слишком много. Больше, чем у Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля».

Чтобы выяснить чьи это родственники принимали участие в этом увлекательном забеге, нужно провести отдельное исследование, что в принципе не так и сложно.

-Все уже давно распределено, - сказали мне. Я опять усомнился, зачем же устраивать этот цирк?

-А для ощутимого поступа Российской демократии…

Демократия демократией, но бюджетные деньги пойдут в фирмы, которым без году неделя. Что умеют эти люди, неизвестно. Кто-нибудь видел их предыдущие работы? Я могу дать голову на отсечение, что 80% фильмов, из тех , что получили бюджетное финансирование никто, нигде, и никогда не увидит. Ни на ТВ, ни на фестивалях. Опыт проверенный жизнью.

Чтобы избежать упреков в свой адрес, на этот раз в Минкульте сделали несложный кульбит - решили дать денег на фильмы (понемногу) во все регионы: от Амурской области до Кавказа, были бы заявки. Но о реальном положении кинематографического процесса чиновники не имеют никакого представления, да , наверное, их не очень-то это и интересует. Возьмем Новосибирск. Государственное унитарное предприятие Новосибирская киностудия. Сколько там работает режиссеров и операторов? Угадайте с трех раз. Правильно! Ни одного. Режиссеров, операторов и большую часть коллектива сократили как ненужный балласт. Тем не менее, директор, используя марку студии получает в производство 4 фильма. Как он их будет делать? Да очень просто, наймет кого-нибудь и ему быстренько сляпают фильмец за полцены.

Немного отвлекусь. Напрямую к теме это не относится, но колорит дает. Лет пять назад под маркой новосибирской киностудии открылся магазин. Торговали там так, что за ушами трещало. Но пришли люди из прокуратуры и завели уголовное дело. Недостачи оказалось на несколько миллионов рублей. Жене директора, а она отвечала за финансы, светила статья, но пронесло. Дело потихонечку закрыли…Теперь директор, его жена и бухгалтер, прекрасно живут, сдавая в аренду здание киностудии, а в этом и следующем году снимут 4 фильма.

Сегодня готовый фильм в Министерстве культуры никто не оценивает (я говорю не о технических, а о творческих параметрах) ни критики, ни режиссеры. Можно снять откровенную галиматью, и никто этого не заметит. Были бы правильно оформлены бумаги. Дилетанты, хлынувшие как из рога изобилия могут снять и смонтировать так называемый «фильм» за неделю. Только какой это будет фильм? Для кого? Где его будут показывать? Нужно ли это государству, культуре? Или только чиновникам для галочки?  А если это откровенная халтура почему бы Министерству Культуры не расторгнуть контракт с Исполнителем и не потребовать вернуть государственные деньги?

Теперь как проходил конкурс. Художественную и культурную значимость проектов, определяла комиссия из 8 человек. Для остроты ощущений  как лук или перец туда включался киновед или кинематографист. Кто были остальные люди для многих - тайна покрытая мраком. Кто они? Почему они определяют лучших? Как определяют? Хотя, на вопрос "как" есть ответ: по формуле. В Министерстве Культуры решили поведать алгеброй гармонию. У Сальери не получилось, в Российском министерстве культуры- запросто. Вот эта формула.

Cmin Tk Fk
Sk = X * ѕѕѕ * 100 + Y * ѕѕѕ * 100 + Z * ѕѕѕ * 100
Ck Tmax Fmax

где:

X + Y + Z = 1, весовые коэффициенты ценовых и неценовых критериев, причем X = 0,20; Y = 0,45; Z = 0,35.
Cmin — минимальная цена контракта среди всех заявок на участие в конкурсе, которые до этого не были отклонены;
Ck — цена контракта, представленная в k-ой заявке на участие в конкурсе;
Tmax — максимальная бальная оценка художественной и культурной значимости произведения литературы или искусства (национального фильма) среди всех заявок на участие в конкурсе, которые до этого не были отклонены;
произведения литературы или искусства (национального фильма) k-ой заявки на участие в конкурсе;
Fmax — максимальная бальная оценка срока создания произведения литературы или искусства (национального фильма) среди всех заявок на участие в конкурсе, которые до этого не были отклонены;
Fk — бальная оценка срока создания произведения литературы или искусства (национального фильма) k-ой заявки на участие в конкурсе.

Согласно этой формуле и вычисляли победителей. Те, кто выиграл конкурс, все без исключения таланты и даже гении. На мой взгляд автор этой формулы достоин Нобелевской премии в номинации «Алло, мы ищем таланты». Но уши этой формулы торчат из торговли. Торгашеский подход от барахолки и рыбного ларька медленно, но верно заполняет в искусстве все пространство. Многие уже задаются вопросом, а нужно ли сегодня искусство? Нужна ли культура? Если пипл и так все схавает.

Особый разговор о предложенных темах по которым будут создаваться фильмы. Их было много, на любой вкус, но некоторые являлись высшим пилотажем чиновничьей фантазии. Вот, например, такая тема : «О царице воспетой поэтами». Каково?! Чувствуете полет! Самые ушлые и циничные кинематографисты впали в унылую задумчивость и ступор. О какой царице речь? О Тамаре? Так ведь это в Грузии. О Екатерине? Или о царевне-лебеде? В общем, на эту тему претендентов не нашлось.
А вот тема «О коррупции в Советском Союзе». Тема актуальная и желающих поговорить об этом хоть отбавляй. А ты попробуй о современной коррупции сними. Живо голову отвинтят. Хотя, один смельчак с отчаяния взял и написал заявку о коррупции в Российском кинематографе. И что же? За актуальность темы комиссия единогласно поставила ему ноль баллов. Сегодня это совсем не актуально.

Очень много было тем об иконах, монастырях, религии. Про художников и деятелей искусства - хоть отбавляй, а о проблемах простого народа, о жизни в российских городах и селах - кот наплакал…

Так вот. Если бы доктор Ватсон окидывая взглядом прошедшие конкурсы спросил у мистера Холмса: «Что это было?» Тот бы не задумываясь, ответил: «Халява сэр».

Я так не считаю. Для кого-то халява, а для кого-то совсем наоборот. Для многих кинематографистов государственная поддержка - единственная возможность для творчества. В лихие девяностые адресная поддержка спасла Российский кинематограф. Не сказки про меценатов, не отмывка денег темными личностями, а именно адресная господдержка. Я думаю темы, затронутые мной, очень актуальны для нашего кино. Их надо обсуждать и делать выводы. Мне говорят, не надо выносить сор из избы. Но, извините, скоро уже и избы не останется. Раскатают по бревнышку.

Новосибирск.

Владимир Эйснер.
Директор ООО киностудия «Азия-фильм»
Кинорежиссер,
Заслуженный деятель искусств России,
Лауреат Государственной премии России.