портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Как пройти между Сциллой и Харибдой?  

02.01.2014 - 01:41 - Как пройти между Сциллой и Харибдой?

 В этом году на премию «Оскар» от нашей страны был выставлен фильм Ф.Бондарчука «Сталинград» с надеждой, что он будет отмечен премией в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм отбора не прошел.
Такой результат обескуражил нашего министра культуры Владимира Мединского, который счел, что этот фестиваль носит политизированный характер, и сделал несколько ярких высказываний о ленд-лизе и американской тушенке, о чем сегодня сообщают интернет-издания.

Удаленность Лос-Анжелеса от наших деревень и подвалов, в которых проходит действие большинства документальных фильмов, не снижает актуальности зарубежных конкурсов и наград. Ситуация вокруг «Сталинграда» и уплывшего Оскара носит универсальный характер, и через неё хорошо просматриваются проблемы нашего кино.

Думаю, было бы наивным рассчитывать на объективную оценку фильму на любом фестивале. Никакой конкурс не является абсолютным мерилом качества фильма. Это ситуативная оценка. Её выдает жюри, а это люди с их уровнем знание и интересов.
Ну, с какой стати оскаровские академики должны разбираться в нашей истории? Люди кино знают свое ремесло, свое дело и имеют тот угол зрения, который определяется их средой, полученной информацией, образом мыслей. Наконец, распространенной в этом обществе стереотипами о стране, которую представляет фильм.

Такое проявление региональных интересов мы наблюдаем ежегодно в голосовании на Интервидении, где те или иные группы стран близких по территории и менталитету, голосуют друг за друга. То же и на нашем Артдокфест –Лавре, где критерии оценок неизменны от времени и состава его жюри..

Отношение к нашей стране, о которым обеспокоен министр культуры, формируется, не только СМИ , но и фильмами, которые представляет страна, особенно, документальными , которые по своей природе претендует на объективность.
А поскольку наше вывозимое кино, формируется, во многом, самым раскрученным в СМИ фестивалем Ардокфест –Лавр, то общая атмосфера деградации и морального распада этой кинопродукции, естественно, создает представление о нашей стране, как о Зоне отстоя и упадка. Фильмы о достижениях, победах и просто о моральном сопротивлении российского человека считаются явлениями вне общего тренда.

Но это только одна сторона дела. Есть и внутренние проблемы документального кино. Или, точнее, отношения к нему. Оно в России просто никакое.
Складывается впечатление, что государство в лице Минкультуры, выделяя мизерные средства на фильм и требуя, чтобы авторы изыскали средств в полтора раза больше выделенных, не знает, что делать с документальным кино, и какую пользу от него получить.

И потому вслед за вышестоящей Властью усматривает эффект от документального кино лишь в виде идеологизированного продукта. Так понятнее.
Самым простым решением является отражение патриотической темы в её военно-историческом аспекте.
Вот и получается, что патриотом оказывается только тот, кто держит автомат, кто воюет и совершает боевые подвиги. . А как развивает и двигает общество любовь и забота об Отечестве между военными конфликтами? Что дает смысл жизни человеку не в окопах, а в его жизни, каждодневной работе, отношении к людям, семье, общим интересам? Это остается вне тренда.

Замысел фильма «Сталинград» ни выдвижение его на премию носит шаблонный характер с нехитрой логической цепочкой:
Какой главный объект нашей недавней истории? – Великая Отечественная война.
Какой её наиболее острый момент? - Битва за Сталинград.
Кто прямой и творческий наследник режиссера самого масштабного исторического полотна и батальной картины? Естественно, - Федор Бондарчук.
Вот ему и фильм делать.
Открывают финансирование, другие должны подождать.
Простите, высокие чиновники, но искусство создается более тонкими путями.
Однако, линейный путь вам почему-то кажется самым коротким. Отчегоже?!

Кратко замечу, что сам фильм «Сталинград» строился с оглядкой на стилистку американских фильмов – сюжет, технологию, эффектность зрелища и т.д.
А это, как в грибной охоте – когда идешь по чьим-то следам, собираешь, что останется.
Вот он и собрал, что осталось.

Те же механизмы действуют и в документальном кино, только тут рыба поменьше и вода помельче. Подражательность зарубежной продукции, забвение, а порой и незнание достижений и опыта отечественного кино характерно для нынешней молодой режиссуры документального кино.
Здесь стремление продать себя дороже, нежели само содержание проявляется более ярко.
И так возникает общий тренд - моральный распад России, как предвестник её политического распада!
Вот он и определяет тематику, героев, и стилистику вывозимых фильмов вывозимых частным путем на многочисленные фестивали. А ведь каждый из них имеет свой рекламный ресурс, свои СМИ. Через них и формируется образ отсталой от Европы стране, в которой царит разруха и деградация. Отсюда вывод - «ЭТА СТРАНА» должна учиться нормальному устройству жизни и демократии у просвещенной Европы.

Тезис не хитер. Но он определяет тематику, героев, и стилистику вывозимых фильмов. Основой ярмарки таких фильмов являются Артдокфест с Лавром с их убойными темами и героями.
Но об этом уже писано..
Это тенденция, противоположна ракурсу министра культуры. И обе они представляют собой до предела идеологизированные точки зрения и, следовательно, искаженные.
Где же истина?
Как обычно, она посредине. И идти к ней надо совместно – не изменять себе, а утверждать свои представления и решения, свой художественный и нравственный потенциал.

Со стороны государства и общества – внимание и усердие в развитии кино, а со стороны творческих деятелей – профессионализм, развитие традиций и находок отечественного кино, тонкое чувство своей страны, её интересов, её народа.

Что же касается организационной стороны, то очевидно, что на Артдокфесте-Лавре должна быть открыта отдельная конкурсная линейка под названием «Встань и иди!» или «Восхождение» ( это обсуждаемо), которая должна иметь отдельную конкурсную комиссия и свою долю – не менее 25% - в общем объёме фильмом и времени показа.
Это дикутется тем, что у документалистов общее дело - отражение многообразия жизни . И самими принципами, которые были выбраны девизом, Артдокфеста 2013: «Свободное кино – свободному зрителю»
А наша свобода, прежде всего, в независимости от навязываемых нам стереотипов о деградации нашего общества и скорого погребения. .
Не дождетесь!

С Новым годом, уважаемые подвижники документального кино!
Успехов, обретений, терпения и веры!

Сергуша