портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Господдержка и Общественный Контроль 

23.12.2011 - 19:29 - Господдержка и Общественный Контроль

Сейчас много разговоров в среде документалистов идёт о необходимости внедрения новой системы распределения государственной поддержки на основе модного в Европе ПИТЧИНГА.
И дался же всем этот питчинг! Его даже не стоит и обсуждать: по крайней мере, в приложении к распределению госденег. Вы просто возьмите - и ПОСЧИТАЙТЕ!
В среднем у нас подаётся 1200 заявок. Ещё раз повторяю! ВНИКНИТЕ! Одна тысяча двести!!!
К каждой будет прилагаться трейлер на 5 минут. На представление КАЖДОГО ПРОЕКТА - 10 минут (включая трейлер). Перемножьте на количество заявок и разделите на количество минут в часе. Что получится? ДВЕСТИ ЧАСОВ!!!
Так что эту тему - в данной конкретной ситуации - можно сразу закрыть!
Потому что, если ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ОТБИРАТЬ проекты - о ГЛАСНОСТИ и ПРОЗРАЧНОСТИ можно сразу забыть.
Допустим, попробуем создать некие региональные центры по государственной поддержке. Ну, и что получится? Создадим мы, к примеру, четыре таких центра: в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Хабаровске. Создадим в каждом по своей приёмной комиссии. Разделим эти 1200 заявок на четыре части и будем проводить отдельный питчинг в каждом из этих центров. Вы думаете, наверное, что на каждый из этих «региональных питчингов» придётся по 300 заявок. Нет! Гораздо больше! Просто теперь одна и та же заявка – будет подаваться в каждый из этих центров! При чём отследить и предотвратить это – будет очень и очень сложно! Ведь подаваться они будут ОТ РАЗНЫХ ФИРМ – И ПОД РАЗНЫМИ НАЗВАНИЯМИ!..
В этом году было подано 1261 заявка. Из них приняты – 1020!!! Конечно: 241 забракованная заявка – это тоже не мало! Но от общего количества это меньше 20%!
Давайте рассуждать здраво! Когда отбраковываются всего 15% заявок, то дело совсем не в низком качестве, а в каком то НЕПРИЕМЛЕМОМ СОДЕРЖАНИИ!
При таком соотношении поданных и принятых заявок можно с уверенностью сказать, что все ВСЕ заявки достойны, а приёмная комиссия – работает ХОРОШО! Вот если бы у нас был конкурс 4 заявки на одну субсидию – тогда без питчинга не обойтись никак! А в наших условиях в нём никакой необходимости нет!
Я никак не могу понять эту странную логику. Мы усложняем процесс подачи и прохождения заявок на субсидии, но почему то не задумываемся о том, что у нас ВООБЩЕ НЕТ никакого механизма контроля конечных результатов производства! Мы почему то считаем, что достаточно ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИТЬ деньги, а вот куда они дальше пойдут – нас как будто бы и не интересует.
На Минкульт никакой надежды нет. Департамент даёт субсидии, а потом с помощью бухгедалями и алтерских документов контролирует их правильное расходование. Просмотр и оценка фильма в его функции – не входят. В результате складывается ситуация, в которой безнаказанно гнать халтуру, которая только формально соответствует параметрам фильма: лишь бы ОТК в киноархиве пропустило!
Вот получили в этом году субсидии 1020 заявок. Через год мы увидим те фильмы, которые где то что то получат! А остальные – мы что, про них должны забыть? Неужели мы, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, не хотим знать, кто наши деньги положил себе в карман?
Нам насущно необходимо создать систему независимого общёственного контроля кинопродукции, снятой на бюджетные деньги!
И в советской системе кинопроизводства такой механизм был, и сегодня мы вполне можем им воспользоваться.
Тогда каждая киностудия проводила так называемую Ежегодную Творческую Конференцию. Внешне это мероприятие походило на внутренний студийный кинофестиваль с призами, медалями и дипломами. Отличие было только в одном: фильмы не отбирались, а показывались непременно ВСЕ, СНЯТЫЕ НА ДЕНЬГИ ГОСКИНО.
Это был ОТЧЁТ Госкино перед кинематографической общественностью! И работала эта система очень эффективно: бездарные фильмы, конечно, были, но вот ОТКРОВЕННОЙ ХАЛТУРЫ – НЕ БЫЛО!
И если бы мы сегодня установили у себя такую практику, – мы бы значительно оздоровили нашу кинематографическую жизнь!

P.S. Всё, мною сказанное, ведь касается не только документального и научно-популярного кино! А дебюты? А авторское кино? А мультипликация? Это предложение – и для них! Я уверен, что им бы тоже очень хотелось посмотреть в глаза продюсеру-халтурщику, который ВЫНУЖДЕН своё яко бы кино показывать на большом экране при большом скоплении коллег-кинематографистов!