портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Визуальные антропологи не такие, как документалисты 

22.10.2008 - 15:06 - Визуальные антропологи не такие, как документалисты

Фильмы "визуальных антропологов", как правило, посвящены малоизвестным сторонам  жизни и культуры этнических меньшинств, малых народов; освещают проблемы иммиграции; показывают древние обряды; рассказывают об экзотических, на взгляд европеского зрителя, религиях и культах.

Упомянем о фильмах, которые нам запомнились особенно. «Вызывание дождя» (Лийво Ниглас, Эстония и Фроде Стораас, Норвегия) - фильм об обрядах племени центрального Мозамбика, об отношениях власти и духовного лидера. Очень забавно выглядит  представитель официальных властей в европейском костюме на фоне людей, ведущих традиционный для острова образ жизни.

Фильм «Выброшенные на берег» (Фелипе Дегрегори, Перу) рассказывает о молодых мигрантах из провинции, которые едут в столицу, чтобы пробиться в жизни. Их мечты и надежды сталкиваются с неравенством, расизмом и безразличием.

Были достойные фильмы, представленные режиссерами из России. Фильм SWING (Анатолий Балуев, Екатеринбург)  - монолог героя, увлеченного джазом, который отсидел 20 лет за хулиганство. По словам режиссера, «главное в этом фильме не история необычного зека, а то, что каждый видит в нем себя. Этот фильм апеллирует к общечеловеческим ценностям»

Чтобы узнать больше о фестивале и визуальной антропологии как направлении, корреспондент «Полит.ру» отправился в гости к директору Московского международного фестиваля визуальной антропологии Евгению Александрову в небольшую видеостудию на территории МГУ на Ленинских горах.

Александров рассказал о жизни визуальных антропологов в России. Их не так много, они работают в разных регионах страны и снимают фильмы о тех народах, с изучением которых связана их профессиональная антропологическая деятельность. Помимо Москвы, отдельные авторы и небольшие группы работают в Екатеринбурге, Петербурге, Самаре, Ижевске, Новосибирске, других городах. Наиболее близкий визуальной антропологии фестиваль проводится в Салехарде. Что, конечно, не исключает показа близких по тематике картин на других фестивалях документального кино. Но по телевидению фильмы, подобные тем, что были показаны на московском фестивале, практически не показывают.

Чтобы лучше прояснить специфику фильмов визуальной антропологии Евгений Александров сравнил их с документальными фильмами: «В российской школе документалисты большей частью ориентированы на классическую драматургию, когда автор старается материал действительности, которую они снимают, изложить согласно какой-либо концепции, отвечающей его замыслу».

«Визуальные антропологи не пытаются перестраивать реальность под собственные задачи, - заметил Александров, – их цель выявить  в событии моменты, характеризующие сущность и своеобразие той или иной культуры. А чтобы достичь этой цели, визуальные антропологи стараются как можно лучше узнать о людях, которых они снимают, заручиться их доверием,  понять и принять их заботы».

«Мы стараемся преодолеть грань между «нами и ими», уйти от привычной для документалистов позиции наблюдателя и «создателя собственного мира. В России подходы документалистов и визуальных антропологов, на мой  взгляд, очень отличаются. Поэтому наши фестивали столь различны», - заключил Александров.

Российская визуальная антропология пока находится в начальной стадии развития. В западных университетах есть кафедры визуальной антропологии. Там гораздо чаще визуальные материалы используются  при чтении разнообразных гуманитарных курсов. Этот процесс начался и в России. А кроме того, фильмы визуальной антропологии, помимо специалистов, несомненно могут быть интересны широкому кругу людей, интересующимся малоизвестными аспектами культур разных народов.

из материалов полит.ру