портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Шеф, свободен? 

16.12.2008 - 13:24 - Шеф, свободен?
Сеанс состоится в рамках заседания дискуссионного клуба проекта Frontline (все подробности: http://www.frontlineclub.ru/), открывшегося в Петербурге в октябре. Картину представляют Союз журналистов России и Центр экстремальной журналистики, что неудивительно. «Такси на темную сторону» – полнометражное расследование событий, происходивших (происходящих?) в тюрьмах «Баграм», «Абу Грейб» и «Гуантанамо». Это классическая американская документальная картина, которая начинается с частного случая, постепенно поднимается по управленческой лестнице и заканчивается прямым и недвусмысленным обвинением государственной машины. В ней нет, как в российских фильмах, поэтико-лирического многозначного образа, но зато в изобилии железных фактов в их непреложно-убедительной последовательности. И при этом не возникает подозрения в манипуляции зрительским сознанием. Название этой заметки следует читать как саркастическое. 2002 год. Афганского крестьянина Дилавара двадцати двух лет община освобождает от полевых работ и отпускает в таксисты. Однажды с тремя пассажирами он остановлен полицией и через пять дней умирает в тюрьме «Баграм» от побоев и пыток. Его били по ногам и приковали к решетке над головой. Его обвиняли в пособничестве террористам. Неделей раньше так же погиб мулла Хабибулла. Тоже никаких оснований, но так работает тюремная система. И если мы ничего не знали про тюрьму «Баграм» (бывший развлекательный центр, но это совсем между прочим), то факты из «Абу Грейб» и «Гуантанамо» стали известны всему миру. Алекс Гибни, авторитетный документалист (автор сценариев и режиссер дюжины картин, продюсер трех десятков проектов), в том числе лауреат многих наград, исследует, как такое могло случиться. Его вывод однозначен: после событий 11 сентября шефы американской армии и политики не то что перегнули палку, а впали в паранойю. В понятном ужасе перед терроризмом они забыли о том, что неумные меры приведут лишь к обратному результату. Они решили для себя, что террористы не военнопленные, что Женевская конвенция устарела и к ним не применима. «Террористы действуют по своим законам, значит, и мы должны менять свои». Попрание прав человека чудовищно. Но вот вопрос «совсем простой»: достоверна ли добытая так информация? Все ли схваченные – террористы и пособники, как это доказать? «Приверженцы этой религии не сдадутся никогда, такие методы лишь увеличивают их ненависть к иноверцам, надо действовать иначе» – вывод фильма «Такси на темную сторону» Алекса Гибни. Картина получила премию «Оскар» за лучший неигровой полнометражный фильм и престижную журналистскую премию Пибоди. В России фильм был показан летом на ММКФ, а осенью – на IV международном фестивале мусульманского кино «Золотой Минбар» в Казани, где награжден призом президента Татарстана Минтимера Шаймиева «За гуманизм в искусстве». Этот киносмотр проходит под актуальнейшим девизом «К диалогу культур через культуру диалога» и нынче предъявил, в частности, весьма интересную и профессионально сильную программу мировой документалистики, которая открывает глаза на ситуацию подозрительности и огульных обвинений, в которую попали «простые» мусульмане во многих странах. А также вообще на жизнь и самоидентификацию приверженцев ислама, проживающих повсюду – от России до США, от Палестины до Индии и Новой Зеландии. Если Дом кино, как в прошлом январе, устроит «Эхо «Золотого Минбара», у нас появится повод рассказать об этих фильмах подробнее. Ольга ШЕРВУД
Санкт-Петербургские Ведомости