портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Под немецкой волной 

10.12.2008 - 16:23 - Под немецкой волной

Фестиваль открыл фильм Денниса Ганзеля «Эксперимент 2». Вернее, так он называется в российском прокате, а в оригинале проще – «Волна». Оставим на совести локализаторов попытку «примазаться» к семилетней давности «Эксперименту» Оливера Хиршбигеля, тем более что между первым и вторым фильмом немало общего.

«Оказывается, тоска по «сильной руке» живет и в новом поколении немцев»

Напомним, что у Хиршбигеля был буквально воспроизведен реальный так называемый Стэнфордский тюремный эксперимент, моделировавший условия заключения 21 добровольца в тюрьме. Группа волонтеров была разделена на две части: надзирателей и заключенных, которые довольно быстро привыкли к своим ролям и с легкостью доказали тезис: «Если вы даете человеку власть над кем-то беззащитным, именно тогда абсолютная власть развращает абсолютно».

«Волна» Денниса Ганзеля, также основанная на реальных событиях, перенесена на немецкую почву. Учитель неформального вида (в футболке The Clash и косухе, передвигается на мотоцикле) Райнер Вегнер спрашивает у своих учеников, возможен ли сегодня авторитарный режим. Класс единодушен: мы умны и знаем историю, чтобы допустить такое. Тогда преподаватель идет на беспрецедентный эксперимент: он предлагает изучить механизм возникновения диктатуры на собственном примере.

В классе возникает движение «Волна» со всеми полагающимися атрибутами: своя униформа (белый верх, синие джинсы), приветствие (волнообразное движение рукой), свой логотип, свой сайт… Ученики безоглядно отдаются новой игре. «Волна» очень быстро накрывает собой весь город.

Режиссер, видимо, одержим одной темой. Как и в своей предыдущей работе («Академия смерти»), он изучает природу фашизма. Виноват ли в этом комплекс вины, присущий многим немцам, или есть какая-то другая причина, но факт остается фактом: каясь за нацистское прошлое, Ганзель попутно высказывает очень интересную мысль. Оказывается, автократия «Волны» выбрана самими школьниками, вполне демократически, а вовсе не навязана им злобным диктатором. Оказывается, тоска по «сильной руке» живет и в новом поколении немцев. Оказывается, не так уж умна и подкована в родной истории немецкая молодежь.

Кроме того, что тематика картины вряд ли оставит кого-то равнодушным, «Эксперимент 2» очень достойно снят и держит в напряжении вплоть до финальных титров.

«На девятом небе» – артхаусная драма Андреаса Дрезена с несколько шокирующим синопсисом: «Инге около 55 лет. Она замужем уже 30 лет и любит своего мужа. Но Ингу тянет к старому Карлу, которому уже 76. Это – страсть. Это – секс. И она снова чувствует себя молодой…».

Откровенно снятая, провокационная и в то же время романтичная лента уже получила признание у кинокритиков и приняла участие во многих фестивалях: в Каннах (секция «Особый взгляд»), Карловых Варах, Мельбурне, Торонто и Варшаве.

«Цвет сакуры» Дорис Дерри – семейная драма, затрагивающая сложные и болезненные вопросы: жизни и смерти, старости и юности. Главные герои Руди и Труди – типичная семья немецких пенсионеров. Их дети уже выросли и живут в Берлине и в Токио. Труди всю жизнь мечтала о Японии, интересовалась танцами буто. После ее смерти Руди понял, что всю свою жизнь жена посвятила ему и детям, и полетел в Токио в разгар фестиваля цветения вишни, где познакомился в парке с молоденькой танцовщицей буто, у которой умерла мать.

Медитативный видеоряд вкупе с восточной философией и двухчасовым хронометражем – не для всех, но режиссеру удается балансировать между чистым «артом» и социальной драмой, не давая зрителю скучать.

«Крабат» Марко Кройцпайнтнера – экранизация сказки Отфрида Пройслера «Крабат: легенды старой мельницы». Зловещая и мрачная, вызывающая в памяти фантазии Тима Бертона и «Страну приливов» Терри Гиллиама средневековая фантазия о том, как на таинственной мельнице под надзором одноглазого Хозяина работали 12 подмастерьев (одного из них и звали Крабат), перемалывали зерно и человеческие кости и занимались черной магией.

По сравнению с серией фильмов о юном волшебнике Гарри Поттере сказка о Крабате выглядит слишком уж неэстетичной и натуралистичной: грязные, все в саже и муке, нечесаные и небритые подмастерья резко контрастируют с ухоженными воспитанниками школы Хогвартс.

Как считает сам режиссер, его картина понравится детям: «История Крабата сама по себе не очень привлекательная, но дети хотят, чтобы их воспринимали всерьез. Они любят вещи, которые несут в себе некую мрачность».

Источник: www.vz.ru