портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Окно в природу 

04.03.2012 - 11:48 - Окно в природу

В рамках вечера «Русский путь в экологии» были представлены документальные фильмы режиссеров Тамары Ивановой «Прерванный полет» и Валентины Борисовой «Таежный сталкер. Волшебный мир Василия Пескова».
Автор картины «Прерванный полет» Тамара Иванова родилась в Москве, окончила Московский педагогический государственный университет им. Ленина (специальность: география и биология). Занималась проблемами экологии, журналистикой, научной деятельностью, редакторской работой, окончила режиссерское отделение Независимой школы кино и телевидения при Интерньюс, работала в документальном кино. Картина «Прерванный полет» демонстрировалась на различных фестивалях как в России, так и за рубежом; в России она получила специальный приз на первом международном экологическом фестивале «Золотой Витязь».
Это фильм, посвященный уникальной птице России – стерху, или белому журавлю, – на данный момент находящемуся на грани исчезновения.
Белый журавль – птица сказочная, мифическая, северные народы складывали о ней легенды: повстречать стерха, значит стать счастливым, убить – навлечь на себя и на свой род проклятье.
Увидеть стерхов в живой природе почти невозможно: их мало и они осторожны, селятся в глухих уголках тундры и на болотах, сторонятся человека и при малейшей угрозе покидают насиженные места. Это тем более печально, что белые журавли привыкают к своим гнездовьям, перемена места для них чревата непредсказуемыми последствиями.
В СССР существовали две изолированные популяции этих редких птиц: западная, или обская, – в Западной Сибири, в низовье Оби, и восточная, или якутская, – на севере Якутии. В зимний период первые мигрировали на территорию Индии, вторые – в Китай, в долину реки Янцзы.
К 70-м годам XX века численность обеих популяций значительно сократилась, стерхи оказались на грани вымирания, основной причиной этого послужила разрушительная хозяйственная деятельность человека. Многие птицы погибали во время перелетов: в некоторых странах (Афганистан, Пакистан) была широко распространена охота на них, в СССР их уничтожали браконьеры.
В конце 70-х годов советские и американские ученые-орнитологи разработали совместную операцию по спасению белых журавлей, получившую название «Стерх». В Советском Союзе в рамках этой программы на базе Окского заповедника был организован питомник редких журавлей, где изучали и восстанавливали популяции таких птиц, как стерх, журавль-красавка, японский журавль, серый журавль и др.
Ныне прогнозировать что-либо в отношении стерхов очень сложно: человечество по-прежнему весьма экспансивно, по-прежнему энергично и неостановимо в своей завоевательско-покорительской лихорадке. Урбанизация в Индии, осушение болот в Китае, нефтедобыча в России: ухудшение экологического состояния планеты, загрязнение огромных площадей земли, отравление водоемов, лесные пожары, наводнения – ужимают и без того стремительно сокращающееся пространство дикой природы: стерху уже некуда отступать (буквально: ступать – некуда!), некуда возвращаться.
Картина «Прерванный полет» демонстрирует нам редкие кадры нахождения стерха в его естественной среде обитания, однако фильм вовсе не научное пособие по биологии и экологии, а – пронзительное нежное красивое произведение, где запечатлены уникальные кадры дикой природы, ее свет и цвет, ее дыхание, ее музыка, – и показан человек посреди этой природы, его желания и возможности, поступки и намерения, как разрушительные, так и созидательные. Картина гораздо шире, чем повествование о вымирающей популяции прекрасных птиц, она – о красоте и беззащитности природы, о взаимопроникновении и взаимосвязи всего сущего. Это своего рода послание (просьба, требование, крик!), снова и снова возвращающее нас к тому, что мы в ответе за всё, что приручаем, за всё, что любим и чем владеем, за планету, на которой живем, и то, какой эта планета будет, – зависит только от нас.

Фильм Валентины Борисовой «Таежный сталкер. Волшебный мир Василия Пескова» рассказывает о журналисте, писателе, исследователе и путешественнике – Василии Михайловиче Пескове.
Этого человека называют легендой советской журналистики, по его работам защищают диссертации, он нашел и закрепил особый жанр в журналистике, когда фотоснимки сопровождаются статьями и очерками, – тем самым совместил работу журналиста и фотокорреспондента.
Особой его темой является природа, животный и растительный мир Земли, экология. В качестве обозревателя газеты «Комсомольская правда» В.М. Песков объездил весь свет, тяготея к труднодоступным уголкам дикой природы: он исследовал и живописал тундру и тайгу, леса и болота, степи и горы, не понаслышке знаком с необозримыми пространствами Сибири и Дальнего Востока, дебрями и пустынями Африки, льдами Антарктиды, побывал в Австралии и Новой Зеландии, Америке и Азии.
Он является многолетним бессменным обозревателем «Комсомольской правды», ведя на ее страницах постоянные рубрики.
В 1982 году стала сенсацией собранная из художественных очерков его документальная повесть «Таежный тупик» – о семье староверов Лыковых, живущих в тайге в полной изоляции. Вообще, в основу множества очерковых книг Василия Михайловича Пескова легли его впечатления от поездок по миру.
Много лет он вел на телевидении программу «В мире животных».
Для него всегда было главным – чувствовать природу, общаться с ней, быть повернутым к ней лицом; в отрыве от нее он не мог находиться, существовать – снова и снова его несло куда-то на край света, в запредельные глухие места, снова и снова он пускался в полные опасностей и риска путешествия.
Такие люди подобны вечному двигателю, для них же наипервейшим стимулом и движущей силой является желание (и способность!) познавать мир, а познавать его можно бесконечно, ибо он неисчерпаем: чем больше узнаёшь, тем больше неизвестного открывается. А Песков стремился не только познавать мир, но и открывать его для других, дарить его другим – всем, кто хочет и может принять.
Фильм Валентины Борисовой удивительно пластичен, лиричен, несмотря на плотную информативность, и как нельзя лучше раскрывает характер человека, которому посвящен: он изобилует любопытными фактами, интересными кадрами, деталями и подробностями, которые в жизни, в спешке не видны, не бросаются в глаза, – вероятно, из природной скромности и деликатности (ибо всякие подробности и мелочи действительно очень деликатны: никогда себя не обнаружат, не имея к тому достаточных оснований, не чувствуя себя необходимыми). Но имеющий уши да услышит – зрительская аудитория была чутка и внимательна и очень тепло приняла картину.
На кинопоказе в Киноклубе «Русский путь» фильм «Таежный сталкер. Волшебный мир Василия Пескова» представляли сценарист и режиссер Валентина Борисова и главный редактор детского журнала о природе «Муравейник» Николай Старченко (многолетний друг и соратник В.М. Пескова), из которых по окончании просмотра зрители с удовольствием вытянули некоторое количество любопытных историй (как обыденных, так и курьезных) о герое повествования.

Автор: Анастасия Муртазина

Другие фото на официальном сайте Киноклуба