портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Неформатная жизнь 

05.12.2008 - 16:49 - Неформатная жизнь

За год у нас теперь проходит три больших мероприятия, посвященных документальному кино: с конкурсами, жюри, гран-при, спецпрограммами и пр. Названия двух используют расширение "doc". Сразу разберемся, кто и в какую сторону расширяется, чтобы не возникло путаницы.

Фестиваль "Кинодок": он проходит в феврале и создан на базе одноименного продюсерского центра. Помимо основного зимнего показа с этого года проводят и осенний, но уже не ради конкурса (хотя некое его подобие здесь есть), а просто чтобы посмотреть, или пересмотреть, интересное кино. Строго говоря, "Кинодок" нельзя назвать фестивалем документальных фильмов: в нем могут участвовать игровые картины с "документальной" основой. Русское cinema verite — это сюда.

Есть еще Национальная премия "Лавровая ветвь" в области неигрового кино и телевидения — документальная "Ника" и "Тэффи" в одном флаконе, но с преобладанием "Тэффи": главным поставщиком "Лавра" являются телеканалы и крупные продюсерские центры. Да и фестивалем это назвать сложно: организаторы вроде ввели практику публичных показов, но, во-первых, кто о них слышал? И кто пойдет смотреть фильмы, многие из которых уже показывали по ТВ? Тут-то и возникла идея выделить из немножко инсайдерского премиального проекта открытое публичное мероприятие — Фестиваль неформатного документального кино, "Артдокфест".

Гвоздь интриги здесь, как несложно догадаться, не в "док", ни в "фест" и даже не в "арт", которыми сейчас никого не удивишь, а в слове "неформатный": фестивальная программа состоит из фильмов, которым по цензурным, политическим, эстетическим и прочим соображениям стабильности — государственной и зрительских мозгов — путь на ТВ заказан. В общем, период брежневского застоя мы, кажется, уже прошли, теперь пришло время предперестроечного декаданса: "неформалы" — это, кажется, именно оттуда лексика. Неформалов вводят и в жюри: помимо медиа-могула Александра Роднянского, отвечающего за связи мыслящей богемы с голубым экраном, судить документалистов будут Татьяна Друбич и Олег Кулик. В отличие от жюри "Лавра", напоминающего совет экспертов при Госдуме, жюри "Артдокфеста" смотрится как расстрельная тройка просто.

О неформатных "неформалах". Действительно, невозможно представить, чтобы кто-нибудь из директоров нашего ТВ совершил акт героического самопожертвования, поставив в эфир конкурсный фильм "Артдока" "Между медведем и волком" Дениса Снегирева — хронику суток, предшествовавших кафкианскому судилищу над Станиславом Дмитриевским, главой нижегородского Общества чечено-русской дружбы (звучит неплохо, но тоже как-то кафкиански, знаете ли), обвиненного в разжигании межнациональной розни. Или неспешно-вдумчивое "Пограничное состояние" Владислава Резниченко — о русской бабе-челночнице, застрявшей, в буквальном смысле и метафизическом, на русско-китайском рубеже. Всем, боящимся "желтой угрозы", настоятельно рекомендуем посмотреть этот проникновенный документ, где черным по белому написано — не китайцы мечтают о завоевании Сибири, а русские — о хорошей жизни в Поднебесной, где и покушать можно по-человечески, и медицина лучше, и люди как-то подобрей. Фильм, кстати, уже показывали на "Кинодоке".

В конкурсе "Артдока" — 21 картина. Рекомендовать к просмотру все? Почему бы и нет — без десяти минут двухчасовых нетленок здесь всего одна (упомянутый "Между медведем и волком"), остальные берегут наше с вами время и находится в самом комфортном для толкового времяпровождения промежутке от десяти минут (именно столько нужно, чтобы принять жизненно важное решение и совершить "Прыжок", реж. Таисия Решетникова) до часа ("Добро пожаловать в Энурмино!" Алексея Вахрушева — вдумчивая зарисовочка про настоящую Чукотку, на деньги которой англичане режутся в свой любимый соккер). Где-то посередине (30 мин.) подвизался обязательный пункт программы каждого российского докфеста — этюд об известных, но малоисследованых аспектах генофонда русской нации: дед во сто лет по имени Костя всю жизнь вяжет веники и философствует. Цитата: "человека нельзя разрубить саблей пополам — силенок не хватит, а вот голову срубить, так запросто". Эх! "Банный день" Алексея Федорченко и Вячеслава Петухова — отлично проведете время, заодно хороший фильм посмотрите. Всего, конечно, не охватишь, но одну вещь охватить нужно обязательно и это — "Представление", эзотерический перемонтаж советских киножурналов о жизни СССР, сделанный Сергеем Лозницой, нашим, без всякой иронии это заявляем, живым классиком.

Основной упор в программе организаторы фестиваля сделали на конкурс и сами неоднократно об этом заявляли. Но, как это и бывает на русских фестивалях, маленькое желание "показать что-нибудь еще" перерастает в желание большое и целую батарею спецпрограмм. Большинство из них выросли из "Лавра", что вполне логично, поскольку главная документальная нацпремия играет для "Артдока" роль, так сказать, головного предприятия. В рамках "Предвкушения" покажут, например, самые яркие фильмы в "лавровой" номинации "Арт-кино", придуманной Эдуардом Сагалаевым (из нее, собственно, и вырос "Артдокфест"). Рекомендуем эстонскую "Свадьбу для чайников" — подробное описание процедуры, предшествующей смене семейного статуса. Кстати, отдельная программа посвящена победителям именно этой номинации за 2004-2007 год (кто не успел, может, например, пересмотреть "Мать" Костомарова и Каттена). В "Ящик 2008" сложили главные документальные откровения нашего ТВ за указанный период — в одном списке идут и "Холотропное дыхание" Эдуарда Сагалаева, и одиозная "Гибель Империи. Византийский урок" архимандрита Тихона. Пересматривать "Империю" — это, конечно, подвиг.

Есть на "Артдокфесте" и программа, в которой можно посмотреть то, что не увидишь уже нигде и никогда (учитывая плачевное состояние нашего документального проката). Это главный киноманский сюрприз "Артдока" — фильмы кинофестиваля Visions du Reel , французской документальной Мекки, тщательно отобранные нашим куратором, который десять лет посещал это мероприятие и знает про него абсолютно все. На нее и стоит обратить особое внимание, поскольку отечественные фильмы еще как-то можно раздобыть.

Наконец, Карфаген должен быть разрушен, а наша публика должна побороть лень и посмотреть наконец "Жар нежных. Дикий пляж" Александра Расторгуева, чтобы убедиться воочию, что это из лучших русских фильмов десятилетия, о чем мы, собственно говоря, уже писали. Увы, бесплатно это сделать не получится (а все показы на "Артдоке", на минуточку, бесплатные) — монстра покажут в программе "Вечерний сеанс" за деньги, но, право дело, на это стоит раскошелиться, поверьте.

Что еще? Еще покажут бессмертную классику — "Без солнца" Криса Маркера и "Коянискаци" Годфри Реджио, лично отоборанные членом жюри Александром Роднянским. И, от того же куратора, просто классику — "Высший суд" Герца Франка и "Первую любовь" Кшиштофа Кесьлевского. Посмотрите, кто не успел это сделать на ММКФ и "Кинодоке", документальный эпос о Далай-ламе "Рассвет / Закат"Виталия Манского и его же "Девственность" — новый фильм, бесстрастно изучающий трех молодых особей женского пола, мечтающих завоевать Москву. На "Артдокфесте" наш документальный гуру представлен необычно скромно, что не удивительно. Он — его президент.
Текст: Иван Куликов

Источник: www.film.ru