портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Кинофестиваль «Россия» отделил зерна от плевел 

08.10.2008 - 10:55 - Кинофестиваль «Россия» отделил зерна от плевел

Георгий Негашев (режиссер, директор кинофестиваля «Россия») рассказал корр.ИТАР-ТАСС Наталье Машьяновой о настоящем и будущем фестиваля.

- Успех фестиваля очевиден, что дальше?

Дальше - развитие. Да, в Екатеринбурге мы стабильно собираем полные залы. Ежегодно лучшие фильмы конкурсной программы повторяются в Доме кино в рамках мероприятия «Эхо фестиваля» - для тех, кто не смог увидеть эти фильмы в дни проведения фестиваля.

Но мы стремимся к расширению географических границ кинофестиваля, так, чтобы программа действительно стала достоянием российского зрителя. Уже три года подряд мы реализуем проект «Россия-DOC-Транссиб». В рамках этого проекта мы показываем фильмы-призеры фестиваля в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском.

- Но ведь это очень хлопотно?

Да, встречаются определенные трудности, но на таком большом проекте они неизбежны. Мы должны соответствовать бренду национальный кинофестиваль «Россия». Значит, наша прямая обязанность - позаботиться о российском зрителе, дать ему возможность увидеть лучшие картины.

- Является ли региональная идентичность критерием оценки?

Не понял?

- Оценивает ли фестиваль представленные ленты с точки зрения, что, например, какое-то кино снято в Екатеринбурге и для Екатеринбурга?

Так не бывает. Кино - это искусство, и его вообще нельзя оценивать с позиций интересов того или иного региона. И неважно, какое это кино - документальное или игровое, потому что законы кино одинаковы для всех жанров. Это действие, герой, автор, драматургия… Если эти составляющие присутствуют - значит это кино.

- Приобретет ли фестиваль «Россия» международный статус?

Наш фестиваль имеет такой статус, иначе он не был бы принят в Европейскую координацию фестивалей, а это произошло в 2005 году. Начиная с 2003 года, во внеконкурсных (информационных) программах фестиваля были представлены почти все европейские страны.

Что касается конкурсной программы, то наш фестиваль создавался именно как национальный. Впервые он был проведен в 1988 году, когда еще существовал Советский Союз. В Советском Союзе развилась великолепная и мощная кинодокументалистика, и фестиваль «Россия» стал площадкой для обмена опытом режиссеров из разных стран. Сейчас СССР уже нет, но в конкурсной программе могут участвовать фильмы, созданные кинематографистами России, СНГ и стран Балтии. Поэтому фестиваль называется Открытым. В 2005 году Главный приз уехал на Украину, в 2006 году один из шести официальных призов фестиваля завоевал фильм из Латвии. Мы сохраняем единое кинематографическое пространство, на котором сформировалась выдающаяся школа кинодокументалистики.

- Показывают ли киноленты, вошедшие в конкурсную программу «России», за рубежом?

Конечно. Я бы даже сказал, что наши конкурсанты обречены на это. Организаторы зарубежных фестивалей часто приезжают на наш фестиваль, чтобы отобрать здесь фильмы для своих фестивалей. Понимаете, такой кинофестиваль, как «Россия», выполняет сразу несколько функций. Первая - отделить зерна от плевел, оценить присланные работы и отобрать лучшие из них для конкурсной программы. Вторая функция - обеспечить независимость работы жюри, которое определит победителей. И, наконец, важнейшая функция - обеспечить контакт фильма и зрителей. Фестивали - это практически единственная форма проката документального кино. Это печально, но это факт.

- Мне кажется, что в ваших словах содержится противоречие. Я видела полный зал зрителей, большинство из них - молодежь.

Зритель, который смотрит документальное кино, это наша элита. Люди, которые ставят вопросы и ищут ответы. Люди, для которых понятие «духовные ценности» - не пустой звук. Наши зрители ходят в кино не только ради развлечения. Я горжусь нашими зрителями, и я безмерно благодарен им. Что касается элитарности… это довольно давняя тенденция. И, хотя кино началось с документальных кадров братьев Люмьер, почти сразу появились игровые фильмы Мельеса. Но здесь нет противоречия: искусство замысла (документальное кино) и искусство вымысла (игровое кино) равноправны в той сфере, которая и называется искусством кино.

Победителем XVIII фестиваля документального кино "Россия" стала картина "Мать"

Георгий НЕГАШЕВ, Генеральный директор фестиваля документального кино «Россия» 

источник

Материалы по теме:

ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НЕИГРОВОГО КИНО РОССИЯ