портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Кино вступило на спорную территорию 

13.09.2008 - 12:44 - Кино вступило на спорную территорию

12 сентября в Анапе открылся XVII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок». Организаторы решили не торопить события и не выделять из состава СНГ недавно заявившую о выходе из содружества Грузию. Тем более, что жюри полнометражного конкурса возглавляет кинодраматург и режиссер Резо Габриадзе. О программе фестиваля рассказывает МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ.

Августовская война неожиданным образом переставила многие киноакценты. Так, только что вышедший в прокат фильм Алексея Учителя «Пленный», благодаря игре дебютанта Ираклия Мсхалаиа, уже воспринимается как фильм о грузинской, а не о чеченской войне. А включенный в анапский конкурс фильм Сосо и Бадри Джчвачлиани «Сваны», хоть и повествует о древней традиции кровной мести, пестуемой старейшей христианской общиной Грузии, звучит предельно актуально на фоне массового исхода сванов из Кодорского ущелья, занятого российско-абхазскими силами.

Казахское кино по-прежнему склонно к камерному лиризму: за него в конкурсе отвечают «Вдвоем с отцом» Данияра Саламата и «Светлая прохлада» Эрнеста Абдыжапаров. Балтийское кино – к холодноватой экзистенциальности. Одним из главных событий конкурса грозится стать «Осенний бал» (Sugisball) эстонца Вейко Ыунпуу. В соответствии с мировой модой на мозаичные сценарии, в спальном районе Таллина пересекаются судьбы шестерых жертв одиночества, среди которых вуайер, парикмахер, обвиненный в педофилии, и мать-одиночка, круглыми сутками смотрящая телевизор, поскольку она не верит людям. А в программе «хитов нового времени» привлекает внимание образец нового исторического кино, воплощающего ранее табуированные мифы национальной истории. «Защитники Риги» (Rigas Sargi) Айгарса Грауба – киноповесть об обороне латвийской столицы в 1919 году от отрядов немецкого «фрайкора» под командованием русского генерала Павла Бермонта.

В этом году «Киношок» решился на эксперимент, ориентированный на практику Каннского фестиваля: оставить в программе «белые пятна», пообещав некие фильмы-сюрпризы. Как выяснил корреспондент «Ъ», главным сюрпризом станет фильм азербайджанца Шамиля Наджафзаде «Крепость». В этой притче чувствуются мотивы и «Пустыни Тартари» Дино Буццати, и мифа о том, что кино – штука, способная, при определенных обстоятельствах, впустить в реальность древних демонов. Что и происходит в фильме, когда герои затевают съемки в старинной крепости, некогда служившей форпостом на границе двух цивилизаций, в которых угадываются ислам и христианство.

Еще одна особенность «Киношока», радикально отличающая его и от Сочинского фестиваля, и от выборгского «Окна в Европу», – желание расширить «территорию кино», объединив в одном пространстве нормальное, студийное кино с фильмами, которые в годы перестройки именовались «параллельными», а теперь оказались вроде бы как и совсем безымянными. Фильмы, которые снимают художники, музыканты или просто принципиальные противники киношного истеблишмента. Фильмы, снятые «без пленки», как называется отдельный анапский конкурс, то есть на видео.

В предыдущие годы на «Киношоке» уже показывали ретроспективу рок-клипов «От Хвоста до Шнура», интеллектуальный трэш «Моцарт» самого радикального российского режиссера Светланы Басковой. В этом году в программе фильм Андрея Кагадеева и Николая Копейкина «Фантомас снимает маску». Участники знаменитой группы «НОМ» реализовали мечту мальчишек 1970-х годов, свято веривших, что, помимо трех фильмов о Фантомасе, которые показывали в СССР, существует засекреченный четвертый, и в нем, наконец выясняется, кто скрывался под зеленой образиной. А в программе «Границы шока» – фильм петербургских художниц Натальи Першиной-Якиманской (Глюкли) и Ольги Егоровой (Цапли) «Три матери и хор»: хор, последовательно излагающий то одну, то другую распространенную в обществе точку зрения на положение женщин в России, комментирует монологи трех молодых матерей.

Коммерсантъ