портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Итоги кинофестиваля в Роттердаме 

02.02.2009 - 14:35 - Итоги кинофестиваля в Роттердаме

Быть может, последствия финансового кризиса как-то скажутся на Роттердамском фестивале в будущем, но в этом году дух депрессии на голландском празднике киножизни отсутствовал начисто. Практически на всех сеансах залы были под завязку забиты (продано 355 тысяч билетов), количество гостей зашкаливало, а столики в ресторанах надобно было либо бронировать заранее, либо маяться в часовой очереди. Очевидно, что рядовые голландцы, как и члены мигрирующего с фестиваля на фестиваль кинематографического сообщества, не считают необходимым экономить на хлебе и зрелищах. Под «хлебом» следует понимать голландскую селедку, арабский кускус и китайский дим-сам, в дни фестиваля потребляемые в мультикультурном Роттердаме в неограниченных количествах.

Собаки, тигры и слепые свиньи

В основном конкурсе (он прошел без участия российских картин) победили, разумеется, представители экзотических кинематографий – Ирана, Турции и Южной Кореи. Впрочем, то, что для других городов и фестивалей, - экзотика, для Роттердама, мэром которого является марокканец по имени Ахмед Абуталеб, - давно уже суровая правда жизни.

Три равноценных роттердамских «Тигра» (плюс по 15 тысяч евро впридачу) ушли к следующим произведениям:

- иранской поэтической истории взросления подростка в отдаленной деревушке «Успокойся и сосчитай до семи» (Be Calm and Count to Seven) Рамтина Лавафипура; 

- турецкой драме о любви муэдзина к католической сестре милосердия «Неправильные молитвы» (Wrong Rosary) Махмута Фазиля Коскуна;

- корейской гангстерской мелодраме «Бездыханный» (Breathless) Янь Ик-Джуна о бессердечном рэкетире, проходящем моральную перековку под воздействием девочки из неблагополучной семьи.

Небесталанная индонезийская вещь  "Слепая свинья, которая хочет летать" (Blind Pig Who Wants to Fly)режиссера по кличке Эдвин удостоилась престижного приза международной федерации кинокритики ФИПРЕССИ. Это свежий и в меру экстравагантный фильм-паззл, тасующий истории персонажей, каждый из которых желает быть кем-то, чем он (она) не является. Пожилой дантист, например, желает быть похожим на Стиви Уандера, ради чего выкалывает себе глаза. Представитель китайского меньшинства хочет стать японцем. Свинья мечтает летать, а девушка-бадминтонистка любит жрать петарды вместо хот-догов.   

Самый скандальный фильм конкурса – английские «Собачьи случки: история любви» (Dogging: A Love Story) Саймона Эллиса - остался без призов. И поделом: сие ученическое произведение, живописующее молодежную моду на случайный секс на заднем сидении автомобиля, лишь притворяется современным «жесткачем», являясь по факту слюнявой, достойной студии Горького, историей о поисках любви в немилосердных условиях Интернет-знакомств и прочей похабели. 

Фильм об Иосифе Бродском выбился в фавориты

Одного из трех «Тигров» за лучший короткометражный фильм получили художники из Нижнего Новгорода Галина Мызникова и Сергей Проворов, показавшие элегантную черно-белую видеоработу «Отчаяние» (Despair), самое место которой – в пространстве биеннале современного искусства. Сюжета в привычном смысле в фильме никакого  нет, если не считать таковым попытки обретения группой участников этого перформанса места по отношению к объектам суровой русской природы.     

Главным событием феста, без сомнения, стала ретроспектива чудного польского режиссера Ежи Сколимовского, в середине 60-х эмигрировавшего на Запад и поставившего в Англии и во Франции уникальные по стилю, восхитительные по свободе, свежести и изобретательности картины, большинство из которых не устарело и 30-40 лет спустя. Эту ретроспективу в июне, вероятно, привезут на Московский фестиваль. Не пропустите!  

По результатам зрительского голосования приз публики достался приключенческой трагикомедии англичанина Дэнни Бойла "Миллионер из трущоб" (на наших экранах с 12 февраля), номинированной на 10 «Оскаров». В «десятку» зрительских фаворитов неожиданно попала работа Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину". "КП" подробно писала об этой анимационно-игровой "фэнтези" о вымышленном возвращении поэта Иосифа Бродского в Петербург, в коммунальную квартиру родителей, которых изображают народные артисты Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. В рейтинге голосования публики у картины почетное 8-е  место (из 197!). "Виной" тому - вселенская известность имени нобелевского лауреата и негаснущий интерес к его жизни, пусть даже и вымышленной.

Картина Хржановского обошла в рейтинге все прочие российские фильмы, которых в этом году было в Роттердаме неприлично много. Криминально-мистическая драма Гуки Омаровой "Баксы" о казахской народной целительнице оказалась в нем на 31-м месте. Следующую строку занял Михаил Калатозошвили с "Диким полем". Экс-документалист Сергей Дворцевой с прогремевшим в Каннах повествовании о жизни и смерти казахских овец "Тюльпан" вынужден был удовлетвориться 40-м местом. На две строки ниже разместился радикал Алексей Балабанов со своим "Морфием".

Документалист Виталий Манский с лентой "Восход/закат" об одном дне из жизни далай-ламы залетел на 87-е место. 99-й значится в списках 24-летняя Валерия Гай Германика с подростковой драмой "Все умрут, а я останусь". В числе аутсайдеров - Кирилл Серебренников с  "Юрьевым днем» (108-е место) и Алексей Герман-младший с "Бумажным солдатом» (117-е). Последнее среди российских картин (128-е в общем зачете) место занял победитель последнего "Кинотавра", один из лучших отечественных фильмов прошлого года - "Шультес" Бакура Бакурадзе. Последнее крайне несправедливо.

Стас ТЫРКИН, KP.RU