портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Фестиваль "Завтра" как центр притяжения авторского кино 

22.10.2008 - 17:13 - Фестиваль "Завтра" как центр притяжения авторского кино

Самое значимое – в закреплении успеха прошлогоднего зачина сделать в Москве фестиваль настоящего авторского кино, дать возможность увидеть кино авангардное, от которого в массе своей шарахаются прокатчики.

Успех второго фестиваля – это уже зрительский ответ: аудитория «Завтра» - а это в основном люди молодые – явно нацелена на раздумья уже сегодня. Тем для обдумывания репертуар второго фестиваля «Завтра» предложил немало. В первую очередь -напрямую заимствованных из русской литературы.

Классическое тройственное переплетение вечных «субъектов» Достоевского -- преступник-жертва-Бог – в картинах чешского режиссёра Петра Зеленки «Карамазовы» и французской «Идиот» (реж. Пьер Леон). Толстовское – погибнуть-простить всех - спастись – в явно эспериментальной «Анне Карениной» армянского режиссёра Армена Ронова.

Как жить и выжить в современном мире? Можно ли обойтись без насилия и войн? Об этом победитель фестиваля - лента «Джонни - Бешенный пёс» (реж. Жан-Стефан Совер). Это дебютная игровая картина режиссёра (до этого он снимал документальное кино) – мрачная, безысходная, на сложнейшую для экранного воплощения тему о природе насилия.

Можно ли отказаться от укоренившихся привычек? Уйти на пенсию – это конец всему или новая интересная жизнь? Приз в номинации «История» вручен норвежско-германскому фильму «О'Хортон» (реж. и сценарист Бент Хамер), герои которого размышляют как раз на эту тему. Фильм остроумно рассказывает историю 67-летнего Одда Хортена – машиниста поезда, сорок лет водившего свой состав по одному и тому же маршруту. Неожиданными красками и звуками (помимо привычного паровозного гудка) расцвечивается жизнь главного героя именно тогда, когда он того не ждёт. Фильм «О'Хортон» также получил награду жюри блоггеров фестиваля «Завтра».

Тема природы человеческой памяти, о том, насколько стыкуются привязанности человека, его внутренняя личная мифология с национальным мифотворчеством – картина-призёр номинации «Изображение» «Я из Титова Велеса» (реж. Теона Стругар Митевска). По мнению режиссёра, личностное развитие ранее было напрямую связано с местом рождения, теперь всё изменилось – свою суть люди ищут внутри себя. Героини ленты по-разному относятся к своей жизни в скучнейшем, паршивеньком балканском постсоциалистическом индустриальном местечке. Кажется, вся жизнь их рушится бесповоротно, но как-то всё связывается благодаря нематериальной режиссёрской ностальгии.

Схожая тема в иной интерпретации – в фильме «Мой Виннипег» канадского режиссёра Гая Мэдина. Ностальгический флёр и вдохновение пропитывают всю ткань кинопутешествия в любимый режиссёром Виннипег, создавая абсолютную неповторимость и своеобразие.

Вопрос конечности бытия – в фестивальной гала-премьере «Возможность острова» широко известного писателя и режиссёра Мишеля Уэльбека. Экранная трактовка научно-фантастического подхода к теории конца света и обретению бессмертия путём «прохождения через смерть», также как и блуждающий по разверзнутым горам клон-пророк с мини-компьютером, весьма спорна, но очевидно не манерна.

Перечисленные картины и темы – лишь малая толика того, что вошло в программу второго фестиваля «Завтра» (сорок картин). По определению программного директора Алексея Медведева, выбор фильмов делался «бескомпромиссно» - без учёта звёздности, политических пристрастий или национальной экзотики. Очевидно, что это тот самый случай, когда сильная программа сформирована знанием дела отборщиков, вкусом, а не вкусовщиной. Каждый фильм – о глубинном, о личном, о пережитом, а не картонно-надуманном. О таком, за которым просматривается общее, значимое, важное для каждого их нас и сегодня и завтра.

Приз в номинации «Звук» достался картине «Идиоты и ангелы» (реж. Билл Плимптон). Российская игровая картина «Все умрут, а я останусь» (реж. Валерия Гай Германика) получила приз за лучшую актёрскую работу.

В жюри второго фестиваля «Завтра» председательствовал американский режиссёр Абель Феррара, голландский кинорежиссёр и фотохудожник Антон Корбайн, российский режиссёр Борис Хлебников, Российский писатель Владимир Сорокин и чешская актриса Анна Гейслерова.

Инна ШУМИЛИНА, MidEast.RU