портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Эксперты киноиндустрии рассказали о питчинге в Минкультуры  

01.12.2023 - 10:05 - Эксперты киноиндустрии рассказали о питчинге в Минкультуры

 В Министерстве культуры Российской Федерации 15 и 16 ноября 2023 года прошли питчинги документальных фильмов, в результате которого 105 проектов стали победителями. В резерв на получение субсидий вошла 31 неигровая заявка. Вчера на сайте ведомства был опубликован список победителей.

Ведущим питчинга выступил Иван Кудрявцев, директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение», член экспертного совета Министерства культуры Российской Федерации по отбору проектов, представленных организациями кинематографии, претендующими на государственную поддержку в виде субсидий на производство дебютных, авторских и экспериментальных игровых национальных фильмов, национальных фильмов социально значимой тематики, игровых сериалов, являющихся национальными фильмами.

«Для меня самая большая радость – видеть результат семинара-интенсива “Искусство питчинга”, который дружная команда медиахолдинга “Цифровое телевидение” провела для дебютантов под эгидой Министерства культуры. По общему признанию коллег-экспертов, питчинг дебютантов было очень интересно смотреть: много необычных концептов, много ярких и прорывных идей, очень много интересно сделанных презентаций. Радует, что дебютанты подходят к представлению своих проектов не только подготовленными и дисциплинированными, но и очень креативно. По количеству нешаблонных, свежих ходов питчинг дебютов можно считать эталонным», – отметил Иван Кудрявцев.

При этом он высоко оценил работы документалистов. «У них есть много нестандартных проектов с хай-концептом. Наблюдать этот питчинг было интересно даже с чисто познавательной точки зрения. В целом, чувствуешь себя спокойно и по поводу экспериментального, авторского кино. Судя по заявленным на питчинге проектам, нас ждёт много резонансных кинособытий, которые украсят программу любого крупного российского или международного фестиваля. Общий вывод: кино живо, оно развивается. Наши кинематографисты по-прежнему подходят к делу смело и с азартом», – прокомментировал актуальные тенденции в отечественной документалистике модератор. 

Публикуем список документальных работ, которые получат государственную поддержку.

Неигровые национальные фильмы

«Мои медведи. Гималайцы» (ООО «ЛесФильм») «Чувственный контакт» (ООО «Студия «Риск-Фильм») «Суздаль. 1000 лет и один день» (ООО «Два К») «Обещаю вернуться живым» (ООО «Студия Золотая лента») «Лабиринты» (ООО «Комета 55) «Эдуард Лимонов» (ООО Студия «Встреча») «Доктор Павлов» (ООО «Продюсерский центр Киностудии им. М. Горького») «Доктор Балу» (ООО «Студия «Телемост») «Никита» (ООО МКФ «Золотой витязь») «Зоопарк» (ООО «Джус») «На грани» (ООО «Телеинвест») «Саперы» (ООО «Телемеждународник») «Валешка» (ООО «Студия «Пассажир») «Эра Коробова. Неизвестное об известном» (ООО Киностудия «Сентябрь») «Вторая жизнь Унгера» (ООО «Кинокомпания «СНЕГА») «Золотая коллекция неигрового кино: “Лендок”» (ООО «Продюсерский центр ГНКИТ») «Песня в бокале» (ООО «Студия Марафон-Apt») «Мечеть» (АО «ТПО «СДФ») «Александр, или про Бородянского, автора сценария про сантехника Афоню и др.» (ООО «Компания «Династия») «Исцеление глубиной» (ООО «Медиа Тайм») «Однажды на Патриарших. Тайны Михаила Булгакова» (ООО «Кинодом») «Дыхание глубины» (ООО «Продюсерский центр Киностудии им. М. Горького») «Слово о полку» (ООО «Краснодарская киностудия») «Тихие смыслы» (ООО «Фома Кино») «Ми-8. Легенды неба» (ООО «Киностудия «Сова») «Наука о жизни» (ООО «ЛНФ») «Голоса из колыбели» (ООО «Регион-студия») «Господин Великий» (ООО «Свободное кино») «Капля камень точит, или окно Овертона» (ООО «СК») «Человек из космоса» (ООО «Продюсерский центр «Ленфильм») «Опередившие время» (ООО «Кинохроники» «Путь Седова» (ООО «ЧБК Фильм») «Овидий Горчаков. Подвиг разведчика» (ООО «Сфера») «Много есть профессий разных…» («Профессионал») (ООО «Кинокомпания Галактика») «Антонин Капустин – создатель русской Палестины» (ООО «Студия Икона») «Донбасс непокоренный» (ООО «Киноструктура») «Атаман Африка» (ООО «Салюс Медиа») «23-я партия» (ООО «ПигмалионПикчерс») «Похищенная красота» (ООО «Кинокомпания Э») «Кровавый матч» (ООО «КМС») «Феномен героизма» (ООО «ПРО Синема») «Остров Пасхи. Русский шифр» (ООО «А.К.А. Агентство») «Донбасс. Возвращение памяти»  (ООО «АКМ» «Полет над Владивостоком» (ООО «Новое АТВ») «Полет над Мурманском» (ООО «Новое АТВ») «Мать» (ООО Кинофабрика «Слонико») «Победить тишину» (ООО «СПкино») «Игра в куклы» (ООО «Кинокомпания «Мастер-Фильм») «К другому берегу» (ООО «Киностудия «Клио») «Железные леди» (ООО «Киностудия Олимп») «Точка притяжения» (ООО «Два К») «Экспириенс» (ООО «Киностудия Соль») «От добра – к добру» (ООО «Студия «Риск-Фильм» «Между Сциллой и Харибдой» (ООО «Точка зрения») «Русская мечта» (ООО «Кинокомпания «Игра») «Я – киборг» (ООО «СК») «Ефим Халдей. Лично свидетельствую» (ООО «Студия «Кинопроба») «Счастье в долгу у несчастья» (ООО «Кинокомпания Крупный план») «Русский комикс» (ООО «СПкино») «Аннушка» (ООО Кинокомпания «Три А») «Планета Диксон» (ООО «ЭОН Фильм») «Саамы. В гармонии с природой» (ООО «Студия Центр») «Обитаемый лес» (ООО «Василеста») «Золотая рыбка» ЗЕБРАДАНИО (ООО «Киностудия «Клио») «Феномен Артура» (ООО «Кинокомпания «Мастер-Фильм») «Судостроители 21 века» (ООО «Кинокомпания Крылья») «Возвращайся, родной» (ООО Студия «Встреча») «Из зоны комфорта» (АО «ТПО «СДФ») «Схватка» (ООО «Продюсерский центр документального кино») «Баттл. Поединок Сергея Чернышева» (ООО «Продюсерский центр документального кино») «Пасха все равно будет» (ООО «Продюсерский центр «Ленфильм») «Кольца жизни. В поисках тысячелетнего образца» (ООО «Кинохроника») «Сойты. Остаться собой» (ООО «Кинокомпания Крылья») «Фантазии фантаста» (ООО «Студия «Риск-Фильм») «Таблетка от рака» (ООО «ТО Яблоня») «Астротурист» (ООО «Кинокомпания «СНЕГА») «Сельский учитель» (ООО «ДВ Киностудия») «Лев Толстой и Петр Кулаков» (ООО «Киностудия «Роза») «Чеховский Сахалин» (ООО «Этнографическое бюро Студия») «Дрессировщик» (ООО «Кинокомпания «Родина») «Дворы Вагановки» (ООО «Студия Просвещение») «Я познал тайну времени. Владимир Солоухин. Фильм 1» (ООО «СК») «Леонид Шварцман: 100 лет и несколько вопросов» (ООО «Мульт Эфир») «Профессия – доктор» (ООО «Кинохроники») «Вечный зов родной земли» (ООО «Медиа Тайм») «Киноязык эпохи: Лев Кулешов» (ООО «Группа Легенды кино») «Воздушных дел мастера» (ООО «Студия «Риск-Фильм») «Б-752. Хроника забытой трагедии» (ООО «ЧБК Фильм») «Нас таких много»  (ООО «Мирадокс») «Учитель фехтования» (ООО «ІВ Студия Репортер») «Морское наследие России. Северный морской путь – история подвига» (ООО «ДСП») «”Гуру”, или маэстро Гуревич» (ООО «Кинокомпания «Невежинь и братья») «Ищите и обрящете» (ООО «Студия «Уралфильм») «Студия в квадрате обстрела. Живы. Выдержим. Победим!» (ООО «Студия Просвещение») «Ангелы в погонах» (ООО «Студия «Кинокульт») «Мы там, где нужны Родине» (ООО «Планета кино») «Ускорители и циклотроны» (ООО «Продюсерский центр «Прогресс») «По веленью сердца» (ООО Продюсерский центр «Кедр») «Человек-пистолет» (ООО «Планета кино») «Воу-ноу» (ООО «МДС») «Ключ к нефти» (ООО «Студия «Уралфильм») «Новодевичий монастырь. История веры. История России» (ООО «ТэсДиджитал») «В чем их вина?..» (ООО «Традиции») «Картотека. Евразия» (ООО «Первое документальное кинотоварищество») «За спорт! За жизнь!» (ООО «КМС»)

В резерве на получение субсидий оказались:

«Нечужие» (ООО «Капризка») «Когда дрожат горы» (ООО Студия «Хронос») «Собачья работа» (ООО «Студия АСДС») «Мне почуялось, послышалось» (ООО «Киностудия 20 лет») «Алые паруса Донбасса» (ООО «Юпитер-ХХІ») «Энергия» (АО «ТПО «СДФ») «Как кончаются войны» (ООО «Кинофест») «Люди будущего» (ООО «Продюсерский центр Киностудии им. М. Горького) «Запах войны» (АО «ТПО «СДФ») «Рерберг и Кончаловский. Начало…» (ООО «МД Проджект Лтд») «Альпинистки» (ООО «Экшн Груп») «Сталинградская битва. Глазами потомков» (ООО «Спектр») «Картотека. Технополисы» (ООО «Первое документальное кинотоварищество») «Петр» (ООО Киностудия «Кино-Сибирь») «Бездомные» ООО «Републик») «Судья нашего времени» (ООО «Волшебная гора») «Владислав Крапивин. Командор флотилии детства» (ООО «Кинохроника») «…Он так и не стал взрослым» (ООО «Студия «Кинокульт») «Гений места» (ООО «Капризка») «Андрей Тарковский. Границы свободы» (ООО «Кинокомпания Шемякина») «Бессребренник» (ООО Студия «Встреча») «Виктор Лихоносов. Когда-нибудь» (ООО Студия «Хронос») «Роботы: дружить нельзя бояться» (ООО «Студия «Риск-Фильм») «Лев Фелонов. Рыцарь киномонтажа» (ООО «Киновидеостудия«Свет») «Лавров. Капитан» (АО «ТПО «СДФ») «Теория малых чисел» (ООО «Киновидеостудия «Цветной бульвар») «Семь дублей народной любви» (ООО «ПЦММ») «Песня последней встречи» (ООО «Содружество женщин кино») «Мирошкины сказки» (ООО «ПМГ») «Сеть спасения» (ООО «Киностудия Атлас Медиа») «Новодевичий монастырь» (ООО «Эмма»)

Члены экспертного совета Министерства культуры Российской Федерации по отбору проектов, представленных организациями кинематографии, претендующими на государственную поддержку в виде субсидий на производство неигровых национальных фильмов рассказали MovieStart об особенностях этого питчинга, работах, представленных конкурсантами, а также перечислили тренды этого года.

Режиссёр, продюсер, генеральный директор кинокомпании «Игра» Владимир Головнев:

«Первостепенными являются критерии отбора Министерства культуры, в которые входят актуальность темы, кадровый потенциал, материально-технические ресурсы студии, художественное своеобразие проекта. А для меня главным является наличие автора в тексте, чтобы там было что-то очень честное, иногда больное, иногда, может быть, с элементами радости и гордости. 

Второе – это наличие самой идеи, темы, какой-то интересный ход, авторский взгляд, необычная интонация. Важное значение имеет сам человек, его личность, которая стоит за этим фильмом. Именно для этого мы проводим открытые питчинги, где видно, кто и как говорит, как он держится, как он смотрит, как он или она отвечает на вопросы. Это очень важно, потому что даже хорошую идею разные люди снимут по-своему. И, конечно, важна проработка и подготовленность. Всегда видно, человек написал это за два дня до приема заявок, или все-таки он с этим уже давно живет».

Действительно, несмотря на то что фактурой документального проекта становится драма жизни, закономерный ход ее событий, огромную роль играет величина личности автора, его опыт, его творческая интенция. И как предмет меняет свои очертания в зависимости от освещения, так и тема фильма раскрывается в соответствии режиссерскому понимаю материала. 
 

Главный режиссер, художественный руководитель кинокомпании «Два капитана» Сергей Дебижев:

«Отмечу, что идеи и темы фильмов отвечают запросам сегодняшнего дня, и среди них есть проекты по-настоящему сильные. Это позволяет надеяться на то, что отечественная документалистика выходит на новый уровень и интерес к ней будет только возрастать». 

Стоит отметить, что в силу того, что документалисты работают с реальными людьми, так или иначе вторгаясь в личное пространство человека, семьи или целого коллектива, закономерно возникает вопрос об ответственности автора перед героями фильма. И только гуманистическое понимание своей деятельности и выверенные нравственные ориентиры кинематографиста способны приравнять документальную киноленту к поступку, выражающему его гражданскую позицию. 

Ведущий научный сотрудник, начальник отдела разработки и апробаций методик кинопросвещения ВГИК им. С.А. Герасимова, директор «Нового института культурологии» Нина Кочеляева:

«Говоря о фильмах этого года, нужно отметить, что довольно активно разрабатывается тема с присутствием Российской Федерации на новых территориях и в зоне СВО. Это обусловлено внешнеполитическими событиями, которые, естественно, привлекают внимание документалистов. Горячие точки часто являются местом притяжения режиссёров документального кино.

Было представлено много заявок, связанных с разработкой различных научно-исследовательских проблем. Это говорит о том, что сейчас научно-популярное кино приобретает новое значение в современной российской документалистике. Часть фильмов, естественно, была посвящена грядущим юбилеям – городов, музеев, известных личностей. Здесь кинематографисты проявили наибольший интерес снимать к своим прославленным коллегам. 

Много проектов было связано с этнической и традиционной культурой, с музеями, с различными памятниками архитектуры. Это тоже интересный тренд, обозначающий определенные тенденции в культурной политике и усиление внимания документалистов к своим историческим и этническим корням».

Документальное кино в большей степени, чем другие виды искусства, реагирует на изменения в социально-политической жизни. Режиссеры неигровых проектов первыми улавливают малейшие колебания в общественных настроениях, что позволяет им шагать в ногу со временем. Таким образом, соотнесенность с ритмом времени становится одной из главных качественных характеристик документальных работ. Но их авторам также необходимо учиться работать с документами.

Директор по развитию Свердловской киностудии, режиссёр Евгений Григорьев:

«Надо сказать, что конкурс в этом году проходил в особенных обстоятельствах. Во-первых, у экспертов было не очень много времени, во-вторых, впервые он проходил в электронном виде – в этот раз организации должны были предоставлять пакет документов онлайн, и некоторым это доставило немало хлопот. В итоге невнимательность или какие-то иные причины привели значительное количество заявителей к тому, что они просто не прошли первый, вполне понятный этап. Много заявок было отсеяно не по творческим причинам, а по причине некорректной подачи документов, отрасль оказалась не готова к внимательному чтению документов и работе с электронной площадкой. Свердловская киностудия, к сожалению, не явилась исключением – из-за нашей технической ошибки два наших проекта не дошли даже до стадии рассмотрения. Но сама идея перехода на цифровой формат очень здравая: она удобная, экономит силы, время и средства кинематографистов, в особенности проживающих в удалении от Москвы. Будем учиться.

В связи с этим мы имели дело с теми, кто прошел первый этап, а это 313 проектов, которые нужно было изучить в очень сжатые сроки. Было сложно, но интересно. И отмечу, что бриллианты всегда видны сразу, и в нынешних заявках они были. Говорить о тенденциях в этом году довольно сложно – как раз по причине того, что многие проекты не дошли до рассмотрения.

Очень много заявок начиналось с фразы “Шел 1941 год…”. Лично меня это настораживает, потому что если уж и обращаться к истории нашей страны, к хронике, то в современном мире, в современной неигровой кинематографии надо предлагать какие-то интересные ходы обращения с этой хроникой. Выгодно отличаются заявки на тему сегодняшнего дня, сегодняшнего общества, сегодняшних болей и радостей.

Но если говорить в целом, качество творческих документов (я не говорю о продюсерских документах) падает. Кажется, что некоторые наши кинематографисты не совсем понимают, что такое синопсис, что такое режиссёрская экспликация, как они должны быть оформлены. Нам много рассказывали о теме, но мало, часто почти ничего, – про сюжет, конфликт, драматический вопрос, инициирующие события, почему и зачем это кино должен смотреть зритель, почему и зачем это кино должен снять автор, как он собирается это делать и т.д. Подавляющее количество документов не отвечает на эти вопросы, что конечно очень печально».

Материал подготовлен в рамках спецпроекта «Русский док: история и современность», реализуемого MovieStart при поддержке АНО «Институт развития интернета».

источник новости: https://moviestart.ru/2023/11/28/eksperty-kinoindustrii-rasskazali-o-pitchinge-v-minkultury-rossii/