портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Экран.Док - 2008 

10.10.2008 - 17:01 - Экран.Док - 2008

Мы очень рады представить вашему вниманию программу документальных фильмов, которая проходит в рамках ежегодного Американского кинофестиваля уже в третий раз.

Сегодня, как и в прошлые годы, мы представляем ретроспективу одного из самых известных кинорежиссёров, творчество которых оказало влияние на историю и развитие американского документального кинематографа, а также подборку лучших документальных лент последних лет.

Мы очень рады, что у нас есть возможность познакомить московских зрителей с лучшими образцами независимого документального кино. Присутствие на фестивале режиссеров даст зрителям замечательную возможность пообщаться с ними, задать вопросы, обсудить фильмы.

Представленные на Амфесте кинокартины отличаются от продукции Голливуда. Они показывают различные срезы американской жизни, в них действуют реальные люди и звучат подлинные голоса американцев, выражающие различные взгляды и мнения. Но помимо чисто антропологического интереса ("каковы на самом деле эти американцы?") мы надеемся расширить понимание зрителями того, что такое документальное кино и каким оно может быть, какие художественные и творческие средства используются для того, чтобы рассказывать на экране реальные истории.

Документальный кинематограф во всем его многообразии стилей, подходов и форм заставляет нас задумываться, вдохновляет и глубоко трогает - так, как может трогать только реальная жизнь.

Ретроспектива Росса Макэлви

В этом году программа документальных фильмов Амфеста в Москве имеет честь предложить зрителям ретроспективную подборку потрясающего кинорежиссера Росса Макэлви. В отличие от режиссеров возникшего в 1960-е годы "прямого" или наблюдающего кино с его методом "мухи на стене" (в этом жанре работали Фред Уайзман, картины которого были представлены на Амфесте-2006, а также Ди-Эй Пеннебейкер и Крис Хегедус – Амфест-2007), Росс Макэлви взаимодействует с людьми и объектами, которые окружают его и его камеру.

Уже более 25 лет его фильмы уводят зрителей в мир киноисторий, снятых от первого лица, и его личное отношение и доверительный тон сопровождают нас на всем протяжении этого путешествия. В нашу ретроспективную подборку вошел легендарный фильм Росса Макэлви "Марш Шермана".

Режиссер решил пройти с камерой по своему родному Американскому Югу по следам знаменитого марша генерала Гражданской войны Шермана, но путешествие, задуманное как историческое исследование, на самом деле превратилось в трогательные и смешные поиски любви. "Марш Шермана" получил много различных наград, в том числе приз фестиваля "Сандэнс" за лучший документальный фильм. В 2000 году Библиотка конгресса включила его в Национальный реестр кинокартин как "исторически значимый американский фильм".

Амфест с радостью представляет вам и другие фильмы Макэлви: "Шарлин" - портрет эксцентричной приятельницы Макэлви, бывшей преподавательницы поэзии;

"Задний двор", в котором режиссер анализирует, с одной стороны, семейные отношения со своим отцом и другими домочадцами, а с другой, - отношения членов семьи с чернокожими работниками; "Кое-что о стене", представляющий собой хронику жизни бывшего контрольно-пропускного пункта "Чекпойнт Чарли" незадолго до и сразу после падения Берлинской стены;

"Неопределенное время" - рассказ об изменениях в жизни Макэлви после "Марша Шермана";

"Шестичасовые новости" - фильм об огромном интересе американцев к новостным программам; и, наконец,

"Яркие листья" - о том, как финансовые интересы его семьи пересеклись с интересами табачного бизнеса на Юге.

Несмотря на то, что все эти фильмы глубоко личные, рассказывающие о жизни конкретного человека, режиссёра-документалиста Росса Макэлви, они находят отклик и на общечеловеческом уровне. Как отмечалось в публикации Музея современного искусства в Нью-Йорке, "мудрый и дерзкий, не всегда заслуживающий доверия рассказчик, Макэлви сделал своей художественной вотчиной главные темы человеческой комедии: любовь и смерть, судьбу и случай, память и отречение, прекрасное и ужасное."

Фильмы независимых документалистов

Мы также предлагаем вашему вниманию подборку лучших независимых документальных фильмов последних лет.

Работа Ирэн Тэйлор Бродски "Услышь: здесь и сейчас" - трогательный и глубоко личный рассказ о решении престарелых родителей режиссера подвергнуться сложной хирургической операции по восстановлению слуха и о том, как им пришлось учиться заново строить свои отношения друг с другом в мире звуков.

"Курт Кобейн: о сыне" Эй-Джей Шнэка - оригинальный и поэтичный фильм-эссе, показывающий дорогой сердцу музыканта Тихоокеанский Северо-Запад, в то время как за кадром звучит его голос. Интервью Кобейна Майклу Азерраду позволяет нам заглянуть в сложный внутренний мир человека, ставшего культовой фигурой в 1990-е годы.

Фильм Амира Бар-Лева "Мой малыш смог бы это нарисовать" рассказывает историю четырёхлетней Марлы Олмстэд, которая однажды проснулась знаменитой - ее цветные абстрактные картины сравнивались с полотнами Кандинского и Поллока и продавались за сотни тысяч долларов. Позже, однако, возникли сомнения в авторстве картин. В связи с этим фильм ставит важные вопросы о природе современного искусства, об огромном влиянии средств массовой информации на умы людей, о честном подходе к спорным вопросам.

Картина Маргарет Браун «Орден Мифов» посвящена празднованию Марди Гра в г. Мобил, штат Алабама, где состоялся самый первый Марди Гра в Америке и где чернокожее и белое население до сих пор отмечает этот праздник по отдельности. Показывая парады и торжественные шествия, фильм рассказывает две параллельные истории праздника, раскрывая тонкости расовых взаимоотношений.

И, наконец, яркий документальный фильм "Вербовщик" режиссёра Эдет Белзберг дает редкую возможность заглянуть за кулисы службы вербовки в армию США через рассказ о деятельности одного из самых успешных вербовщиков, сержанта Сэма Юзи. В момент, когда готовится развертывание боевых действий в Ираке, сержант Юзи с энтузиазмом призывает молодых людей следовать за ним, чтобы продемонстрировать свой патриотизм и послужить родине, а между тем сам он преследует личные цели.

Все эти замечательные фильмы, отмеченные многочисленными призами и наградами, представляют яркий и впечатляющий рассказ о личных, политических и культурных аспектах жизни Америки. Кроме того, они являются лучшими образцами независимого документального кинематографа в настоящий волнующий момент, когда документальные фильмы все чаще начинают демонстрироваться в кинотеатрах по всей Америке. Мы очень рады возможности показать их также и в Москве.

Куратор документальной программы Робин Хессман из материалов: www.amfest.ru