портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

Что в имени тебе моем? 

11.12.2011 - 16:45 - Что в имени тебе моем?
краткая аннотация (не более 300 знаков с пробелами): 

О создательнице фильма «Герои нашего времени» Елизавете Трусевич можно сказать многое: выпускница и аспирантка ВГИКа (сценарный факультет, мастерская А.Я. Степанова и Н.А. Фокиной), преподаватель, специалист по истории и теории кино, писатель и драматург, режиссер и сценарист, работающий преимущественно в документальном жанре; ее картины удостоены кинематографических наград, а рассказы и повести печатались в известных литературных журналах.

Елизавета признается, что идея фильма возникла у нее давно: было интересно провести параллели между прошлым и будущим, выявить на примере определенных людей-персонажей изменение мировосприятия, мировоззрения, ценностей, приоритетов, стиля жизни, создать некий собирательный образ современника и проследить, насколько и в чем именно изменился русский человек со времен Пушкина и Гоголя, Тургенева и Толстого.
Что бы сказали мы, живущие, тем, ушедшим? Гордились бы, восхищались, благодарили, жаловались, оправдывались, завидовали, сожалели? И что они могли бы ответить нам? Всматриваемся в них, как в зеркало. А они – в нас. Интересно, что видят?
В фильме обозначен некий временной срез, плоскость, где ходят, дышат, разговаривают, размышляют, эволюционируют/деградируют человечки: современные, обыкновенные, повседневные – может, не вполне герои, но во всяком случае дети своего времени, производные этого времени (сказать «продукты» было бы, наверно, жестко и не вполне справедливо, но тем не менее в сознании возникло, вырвалось, а следовательно, два пишем, один в уме).
Итак, сценки из частной жизни простых российских граждан – однофамильцев известных литературных персонажей: бизнесмена Андрея Болконского, выпускницы философского факультета Наташи Ростовой, без пяти минут рекламного агента Анны Карениной (имеющей весьма смутное представление о своей выдающейся тезке), танцовщика в интеллектуально-эротическом шоу и по совместительству скульптора Алеши Карамазова (считающего себя достойным представителем знаменитой литературной фамилии), рукопашного бойца Евгения Базарова, фольклорной артистки Татьяны Лариной, политика, дипломата и космополита Алеши Поповича, бухгалтера-экономиста Ивана Царевича, летчика Владимира Дубровского и таинственного гражданина Павла Чичикова, упорно не желающего рассекречиваться. (Был еще один потенциальный «герой нашего времени» – безработный Григорий Печорин, отказавшийся участвовать в съемках, – возможно, по личным причинам, а может, памятуя о том, что его персонаж обладает еще и статусом «лишнего человека».)
По существу режиссер представила зрителю фильм-зеркало: герои рассказывают о своей жизни, как бы проводя параллель с жизнью предшественника-тезки, рассуждают о времени и стране, вглядываются в прошлое, вспоминают «век девятнадцатый железный», сравнивают свое поколение с поколениями знаменитых однофамильцев. Что примечательно, у многих по-прежнему вызывают интерес исконно русские – проклятые – вопросы, касающиеся русского характера, русского пути, русского бога (ибо это всё же отдельный бог, и весьма своеобразный, аналогов ему в мире нет).
Меняется ли человек с течением времени, которое, несомненно, всё ускоряется и ускоряется? Есть ли смысл ориентироваться на былое (ценности, традиции), когда жизнь стремительно и неуклонно идет вперед и предлагает все новые и новые формы существования, способы осуществления, варианты поведения, даже – модернизированную (новенькую, сверкающую, что твой глянцевый журнал) морально-нравственную шкалу? Мир движется вперед, и к этому волей неволей приходится приспосабливаться, за жизнью нужно успевать, иногда – догонять, что не каждому под силу, и зачастую это калечит, корежит, ломает людей. Приверженность традициям, исконным ценностям, ориентированность на старину: мол, раньше было лучше, жижа была гуще и т.п., – что это? Ограниченность, твердолобость, консерватизм, или боязнь и неумение принять новое, идти в ногу со временем, открывающим новые возможности, а может, это попытка отстоять себя, сохранить свою духовную основу, ценности и идеалы, зацепиться за нечто твердое и незыблемое, ибо погоня за неуловимым, вечно меняющимся, обновляющимся миром может обернуться дезориентацией, утратой собственного я, сумасшествием, гибелью? Возможно, люди где-то в праглубине своей не меняются, а меняется лишь окружающее и внешнее, антураж, декорации; в этом свете научно-технические открытия и достижения – просто подъем на некую новую ступень; чем больше появляется возможностей – тем сложней и навороченней становятся жизненные лабиринты: как будто переходишь на следующий, более высокий уровень (принцип компьютерных игр), – а бытийная-то суть не меняется, и коллизии всё те же: добро-зло, свет-тьма, бог-дьявол, долг-любовь, гений-злодейство, война-мир, мужское-женское.
Герои фильма много рассуждали о русском характере, сойдясь на том, что русский человек все же уникален – со всеми своими крайностями и страстями, авосями и небосями, леностью и инертностью, лихачеством и шапкозакидательством, любовью и сострадательностью, идейностью и фанатизмом, а также бессмысленностью и беспощадностью в стремлении к светлому будущему.
Соотношение прошлого и будущего – тема многих кропотливых изысканий, и в этой области достаточно уже копий сломано, революций совершено, экспериментов поставлено, книг написано, выводов сделано (и тут же опровергнуто), – и фильм «Герои нашего времени» не исключение. Ибо всё та же пресловутая связь времен не дает (и не будет давать) покою поэтам и художникам, артистам и режиссерам, – а человек тогда только по-настоящему причастен таинствам жизни и творчества, когда внутри него не умолкает эта самая связь.

Автор Анастасия Муртазина