портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

тема: Установление авторства сценария 

16.02.2013 - 17:12 - Установление авторства сценария

Моя прблема заключается в следующем.После того,как я прдложил сценарий худ.фильма нескольким продюссерам и не впечатлился их предложениями,я договорился с одним режиссёром,что мы подадим заявку на этот фильм на конкурс для получения гос.поддержки.Сценарий "прошел",то есть деньги на фильм дали,но тут выяснилось,что режиссёр представил сценарий не как соавтор(как я с ним договаривался,хотя он ни строчки не написал),а как автор.Мне же он предложил "от щедрот своих"небольшую(достаточную по его мнению)сумму денег в качестве компенсации и всё.Ни имени в титрах,ни участия в призводстве в качестве консультанта(тема-то очень сожная-Кавказ),ни процента с прибыли. Мотивировал свои действия он чисто по-российски:знаешь сколько я "откатил"за то,чтобы деньги дали?! Такое положение меня не устраивает,и я хочу оспорить его авторство и доказать своё.Подобного печального опыта я не имею.Подскажите,как это лучше сделать.Буду весьма признателен,да и не только я,полагаю.

reality10

Александр ответьте пожалуйста на эти вопросы:
1.Это подавалось в Минкульт? Какого года конкурс?
2. От какой студии, как она называется?
3. назовите фамилию режиссёра.
4. заключался ли с Вами студией договор(контракт)?
Иначе бессмысленно советовать

Здравствуйте, Александр.
Если дело обстоит так, как Вы описали, вопрос решается легко.
От Вас требуется несколько шагов:
1. Писать без ошибок;
2. Сообщить всё то, что советует Макаров;
3. Сообщить № и название лота или название темы, если это субсидии; конкурс № от ... числа ... года, желательно дать ссылку на условия конкурса, итоговый протокол.

И забудьте, плз, слова "процент с проката"! Начитались популярных брошюр.

nazaruk

Александр! Я бы посоветовала, прежде всего, обратиться к адвокату. Мне кажется, на данном этапе обсуждение Вашей ситуации в публичном пространстве может затруднить разрешение Вашей проблемы. Попробуйте обратиться к Станиславу Корнилову Его советы Вы можете прочитать в этом разделе форума.
Удачи!  

 Кстати, когда будут обнародованы результаты конкурса сценариев 2013года? Кто знает? Будет ли прозрачность или останется келейность? 

Бросьте, Людмила, какой адвокат! Я думаю, продюсер уже позвонил автору. А скорее всего, заставил режиссёра всё уладить по-тихому. А того - Госкино.
Проблема (если всё изложено верно) не стоит выеденного гроша. И именно из-за обсуждения "в публичном пространстве".

reality10

Людмила права, нужно обратиться к юристу - специалисту по правам.

Вы все правы.Уже и обратился,и свет в конце тоннеля появился.Прорвёмся с Божьей помощью.

Дай-то бог,Александр, чтоб  уладилось с Вашим авторством.
Но, на мой взгяд, ситуация глухая (я уже имел печальный опыт).
Вопрос ширше: сценарный договор в нонешнем виде - по сравнению с договором советских времён - ставит автора в зависимое положение от всякого, кому захочется "пошустрить". В нём не прописано самые очевидные и необходимые (для равноправных отношений автора с производством)  вещи. Сдаётся мне, что пока текст договора не изменится, - подобные казусы будут возникать регулярно.

Хотя появился свет в конце тоннеля, тем не менее прокомментирую.
С правовой точки зрения в данном случае имеем, во первых, нарушение личных неимущественных прав автора - право авторства и права на имя. Данные права неотчуждаемы от автора. Во-вторых, в случае создания фильма по сценарию Александра, было бы нарушено исключиетельное имущественное авторское право.  Нарушением было бы - переработка (экранизация) сценария, воспроизведение произведения (фильма), распространение, публичный показ и т.д. фильма.
Что касается пессимизма относительно привлечения адвоката.  Вел конкретное дело, когда автора сценария выкинули из титров, результат - фильм под запретом к показу, сценаристу присуждена, хоть и небольшая, но денюжка. Но в том случае все уже случилось. А в ситуации Александра действительно надо было начинать с писем.  
 

Откровенно говоря,моё сообщение помимо просьбы совета в сложной ситуации имело и  другую,неозвученную,функцию. Кто надо улышал мой message,взвесил все плюсы-минусы и сделал нужные выводы. Вот,примерно так. Как тут не воскликнуть:"Да здравствует гласность,интернет и miradox!"

Гласность? Это Вы, Александр, об чём?
Ежели Вы уверены в своей правоте - так уж назовите имя режиссёра, продюсера, фирму. Все будут знать, у кого рыльце в пушку - всему обчеству польза. Вот тогда, возможно, и свершится шажок и к гласности, и к искоренению самой возможности возникновения подобных случаев.  Вы решили свою личную  пробему дипломатическим путем - ОК!  Рад за Вас.
А завтра - Ваш "тот, кому надо", или другой  "не Ваш, но и ему надо",  опять пошустрят. "Ваш тот"  - на  другом авторе,   "не Ваш тот"  - с  Вами.
"Тот, кому", "надо тому"....   лично я что-то засомневался  - пардон - в Вашей правоте...

Пардон,не гласность,а огласка следовало сказать.Помните, Павлик Морозов тоже о пользе "обчеству"пёкся. И спёкся.В его правоте Вы не сомневаетесь? А я вот лично сильно сомневаюсь.Ну да,хотел "пошустрить"шустрик,да "обломился".Может усвоит урок и больше не будет, а Вы предлогаете его сразу гвоздями к позорному столбу прибить.Не по-христиански как-то. Хоть я и не христианин,но он-то и Вы,полагаю,христиане.Не так ли?Вот если бы он стал упорствовать в своей неправоте,тогда да-суд,огласка со всеми вытекающими.А так чего же?Вопрос решен,и я и он урок получили и усвоили.Всё ОК.

Позволю себе мааленькое такое резюме. В свое время регулярно, а периодически и сейчас, сталкиваюсь со стонами авторов на предмет того, что в России авторского права нет в принципе. Пример Александра показывает, что все не так печально. Главное, что бы автор не сидел молча грустя на предмет неустроенности жЫсти, а действовал. И все получится. 
Александру самые искренние поздравления! 

Александр,  христиане стараются не упоминать  имя Божие всуе. Ну, коль уж Вы стали апеллировать к вере:  в евангельских текстах каждый волен выбрать для себя в качестве нравственного ориентира то, что ему кажется главным.  По Вашим текстам видно. что Вы  почему-то не выбрали для руководства притчу об изгнании менял из Храма  (а искусство для Вас - разве не Храм?), или Христов посыл «Скорее верблюд пролезет сквозь игольное ушко, чем богатый в Царство небесное.» (Параллели есть и в других религиях,  Вам виднее)
А в поступке Павлика Морозова – как бы ни относиться к нему – не было ни грамма ШКУРНОГО интереса. Потому не предлОгаю Вам следовать его примеру:  по Вашим текстам видно, что многовато чести будет,  не по Сеньке шапка.  

Теперь о серьёзном.
Станислав, при всём сташноуважительном отношении к юристам,  не разделяю Вашей эдакой снисходительности по поводу "стонов авторов".  Не берусь говорить за всю Одессу,  - коснусь только 
неигрового кино и сведений, приобретённых на личном опыте и опыте нескольких коллег. Сейчас автор - раб производителя: , что тот хочет, то и ворочает. Защитить автору свои права в принципе невозможно - у него нет инструмента защиты  (ну, может только Вы его и знаете). Я сравнил  сценарные договоры советских времён с нынешними. Небо и земля!  Договор ТО "Экран" - это 5 страниц убористого текста, где предусмотрены и грамотно расписаны все ситуации, которые могут возникнуть в ходе работы. "Тоталитарный" договор этот - результат длительных поисков обеспечения гармоничного баланса интересов автора и киностудии. На фоне этого фолианта  - то, что сейчас вручают автору, -  филькина грамота, подтверждающая бесправие автора. Вручается с благословения Роскино,  и эта любовь департамента к производителям совсем не платоническая.  Обсуждался ли проект сценарного довора в Союзе, в Гильдиях , была открытость/  ну, гласность, предложения и т.п.  - прежде чем его благословили наверху ? Не могу поверить, чтоб авторы сами себя высекли!   
Это по поводу "наличия авторского права" в России.
Добавлю из истории. Мне известен случай, когда ВААП  добился того, что судебным решением  запущенная в производство картина была остановлена, режиссёр снят с картины, на него  возложили понесённые расходы,  назначен другой режиссёр -  потому что режиссёр "похерил" принятый студией сценарий и стал делать другое, своё кино (при том, что автор не рвался первым в бой и был готов совместно доработать сценарий, учесть пожелания режиссёра).  В нонешнее время такое возможно? - Вот и будет ответ:  есть жисть на Марсе...

Геннадий, я уже сообщал,что не являюсь приверженцем христианской религии, однако её историю и литературу знаю достаточно хорошо.Вы заблуждаетесь,утверждая,что"в евангельских текстах каждый волен выбрать для себя в качестве нравственного ориентира то,что ему кажется главным". Если  Вы действительно верующий христианин,то все 10 заповедей(а не притч)должны быть для Вас одинаково святы,а не только те,что Вам покажутся главными.Ну согласитесь,что исполняющего только понравившиеся ,по-Вашему "главные" заповеди или  законы нельзя назвать праведным и законопослушным.Поэтому не нужно мне пенять неправильно выбранной для руководства притчей.Я притчами вообще не руководствуюсь,хоть они и евангельские.Там написано,что Сын Божий лично изгнал торговцев с территории Храма,а в них и по сей день торгуют,как в Божьих,так и в храмах искусства.Пролез богатый верблюд в Царствие Небесное или нет,неизвестно.И гор пока никто не передвигал своею верою,которой для такой работы достаточно мизерное кол-во:с гречишное зерно всего лишь.А как Вам идея первородного греха? По Библии выходит,что человечество(не 2 человека,а всё человечество) появилось вопреки  воле  Творца! Ведь если бы Ева не повелась на змейские слова,не поддалась искушению,то и по сей день в раю жили бы только два бездельника,не так ли?А нас с Вами просто не было бы,как и этого разговора,кстати.Что ж до Павлика пресловутого,то лучше всего его действия характеризует мудрая народная поговорка:"Простота хуже ворвства".Батю родного,который о нём,козлёнке,и о семье радел,кинул под танки,настучав пришлым краснобаям про заначку хлебушка.Тугой на головёшку,возможно,бескорыстный Иуда! Да и бескорыстность его не факт. Ведь корысть-это не обязательно материальная выгода.Желание возвыситься,"поймать плюсов" от новой власти тоже является своекорыстием. В одном Вы правы,это не мой путь,не моя шапка.Может Ваша?Так носите и другим,кому не много чести,не предлогайте.В заключение хочу сказать Вам,что когда кто-то совершает ошибку,не стоит рубить сплеча.Постули с ним так,как хотел бы,что бы поступили с тобой в подобных обстоятельствах. Так будет по-людски и по-божески.Я так думаю.И ещё.Во все времена музыку заказывал тот,кто денюшки платил.Хотите независимого творчества-ищите деньги! Или станте новым Тарковским или Феллини,чтоб Вам без вопросов давали сколько ни скажете и с трепетом ждали,когда Вы закончите очередной шедевр.А коль не Мастер,а мастеровой,чего гениальничать-то? На хлеб с маслом семье хватает,и слава Богу.

 Геннадий, Вы несколько высокомерны. Вспомним слова Чехова, что не замечает воспитанный человек.

contra

Очень часто, люди начинают обсуждать одну конкретную тему, затем, бросают эту тему, переходят на другую, третью и так до бесконечности. Но причина разговора остаётся не выяснена до конца и получается, что разговор ни о чём.

Авторские права, вещь довольно специфическая и можно сказать тонкая. Авторские права  - как юридическое право присутствуют во многих разделах Результатов Интеллектуальной Деятельности (РИД). Они есть в патентном праве, в программах для ЭВМ и Базах данных, есть в литературных произведениях. Нас прежде всего интересует авторское право на литературное произведения, на этом и остановимся.   Как известно, тот кто написал рассказ, роман, сценарий и т.д., является автором произведения. Авторские права на произведения возникают с момента его создания. Написали, поставили последнюю "точку", всё! - вместе с написанным произведением у Вас возникли авторские права на литературное произведение выраженное в объективной форме. По ГК РФ - Объективная форма выражения произведений: - письменная, - устная (в виде публичного произнесения, публичного исполнения, - изображение, - звуко или видеозапись, - объемно-пространственная.   В РФ все вопросы, которые относятся к регистрации и охране Результатов Интеллеккуальной Деятельности (РИД) регулируются 4 ч. ГК РФ. В данном ГК есть п.4, ст. 1259 - в котором сказано: "Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей" см. - http://clck.ru/HtSs   Соответственно, по Российскому законодательству, регистрировать авторские права на музыкальное произведение нигде не нужно. Но в то же время, автору нужно будет доказать, что он и есть автор. Вот в этом и существует проблема защиты.   Есть такие организации в РФ, типа РАО (Российское Авторское Общество), которое на первый взгляд кажется, что выполняет функции государственного органа по регистрации (как у нас приятно говорить - депонированию) авторских прав. Но на самом деле, это не федеральный орган а Общероссийская общественная организация - http://clck.ru/8bdZC которая, в силу своих "шоколадных" отношений с Роскомнаследием, получило для себя лицензию, на сбор денег за исполнение муз.произведений - http://clck.ru/8bdZK на сайте так и написано: "Основными функциями Российского Авторского Общества являются сбор, распределение и выплата авторского вознаграждения за различные способы использования произведений" - http://clck.ru/8bdZg Для охраны произведений, эта организация - "никак", а вот для сбора денег за - как-бы незаконное исполнение, оно ого-го как! Вы можете приехать к ним, сдать своё авторское произведение на так называемое "депонирование", они возьмут с Вам денег (Прайс) - http://clck.ru/8bdZk и дадут красивую бумажку. И в случае, если кто-то у Вас украдёт произведение, они якобы будут доказывать, что автор Вы. Но в РФ есть и другие Общ.организации, которые имеют лицензию на право так называемого депонирования, как пример - http://clck.ru/8bdZs Кстати, в законодательстве по вопросам регистрации авторских прав понятия "Депонирования" не существует! Если нет юридического понятия, то соответственно, все потуги с "депонированием" это своего рода развод на бабло. Есть понятие "Репозиторий", но его все старательно обходят, т.к. это уже совсем другие отношения и другая ответственность. Нюансы, которые позволяют ни за что не отвечать тем, кто типа отвечает (РАО и пр.) А гос.органа, который бы выполнял функции репозитория в т.ч. к музыкальным произведениям, в РФ увы нет.   Права автора подтверждаются в суде. Соответственно, в случае чего, автор должен по суду доказать что он автор, т.е. доказать что на какую-то определённую дату, авторское произведение уже было создано. Фактически нужно подтвердить именно дату создания! Собственно на этом и основываются цифровые репозитории, которых в РФ тоже к сожалению нет, и когда они будут (настоящие, я имею ввиду) об этом наверное даже Путин не знает.   Как я написал выше, главное для Автора доказать дату создания произведения, т.е. именно по дате устанавливается кто есть Автор. Докажет автор, что на такую-то дату произведение было создано, значить автор есть автор. Не докажет автор что на определённую дату произведение было создано, а докажет "Некто", что на дату этого некто произведение было создано, значит этот самый Некто и будет считаться автором.   Вопрос доказательства даты - самый важный и самый главный вопрос!   О международной охране. В мире, существует одно глобальное соглашение, которое подписано практически между всеми странами входящими во Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности WIPO. Это соглашение называется Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
(Представляете, когда мир уже задумался над авторскими правами?!)  Конвенция несколько раз дополнялась, последнее дополнение было в 1979 году. Россия также подписала эту Конвенцию, соответственно, исполнение этой международной нормы для России обязательно.   4 ч. ГК РФ о которой я писал выше, соответствует международным нормам в т.ч. и Бернской конвенции. В этой Конвенции, также указывается, что авторские права возникают с момента создания и опять-же никаких особенных процедур здесь не предусмотрено, всё отдаётся на национальный уровень. Как придумают в стране, так и будет. Но по самой Конвенции, также не предусмотрено спец.процедур. В частности, п.2, ст. 5 Конвенции: " Пользование этими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей; такое пользование и осуществление не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения. Следовательно, помимо установленных настоящей Конвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты, представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана" - http://clck.ru/8bdce Грубо говоря, как в стране существует, так в мире и будет признано.   А презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: "Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное" - http://clck.ru/4CyuI Это опять же означает, что в случае возникновения спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо способом.   Аналогичные положения указаны и в Бернской Конвенции п.1, ст. 15: "Для того, чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался при отсутствии доказательств противоположного как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах Союза в суд по поводу нарушения его прав, достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом" - http://clck.ru/8bdcw   Из вышеперчисленного следует: и российское законодательство и международное предоставляет аналогичные права автору для защиты своих прав. 
Вот только в России читать законы не любят, любят перекреститься когда гром грянет, и конечно любят поговорить - типа о деле, а на самом деле ...
Ну, где-то вот так получается.