портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

тема: СЕРИАЛЫ (Отрывок из моей брошюры "Киноизображение для чайников" 

22.03.2009 - 07:36 - СЕРИАЛЫ (Отрывок из моей брошюры "Киноизображение для чайников"
… В последние два десятилетия «большое кино» в России пережило упадок и только теперь (2003 - 2008) начало неуверенно возрождаться. Мировой финансовый кризис, видимо, затормозит этот процесс. Тем временем расплодились сериалы, снимаемые исключительно для телевидения. Попробуем разобраться, чем сериальное кино отличается от настоящего.
Зритель кинофильма смотрит его за один присест. Он волен покинуть кинозал, если фильм окажется невыносимо скучным или неприятным. Но, если зритель выдержит просмотр от начала до конца, то фильм предстанет перед ним как единое, связное драматическое действие, единый поток событий. Показ сериала растянут на несколько дней, и между сериями наступает естественный суточный перерыв. Тем самым нарушается необходимая для полноценного зрительского соучастия непрерывность восприятия драматического произведения. Поэтому драматургия сериала, снабженного единым сюжетом, который растягивается на 8, 12 или более серий, представляется автору ущербной. В этом смысле в выигрыше оказываются те сериалы, в которых каждая серия придумана как отдельный законченный сюжет, и лишь герои переходят из серии в серию. Зритель, пропустивший одну из серий, почти ничего не теряет, любимые герои появятся в следующий раз в новом рассказе.
Кроме того, просмотр в домашних условиях ослабляет зрительское внимание, позволяя зрителю отвлекаться на разнообразные домашние дела.
Единый сюжет, растянутый на несколько серий, заставляет авторов идти на разнообразные ухищрения, вроде того, чтобы, например, в конце каждой из них, устроить своеобразный драматургический манок, заставляющий любопытного зрителя вернуться к телевизору в следующий вечер. Драматургам это далеко не всегда удается.
В сериальное производство вкладывается обычно гораздо меньше денег, чем в кинопроизводство. Снять восьми серийный телефильм (длительностью более пяти часов) стоит примерно столько же, сколько полнометражный кинофильм (длительностью не более двух часов). Поэтому драматургия сериала включает в себя большое количество разговорных сцен. Ведь слепить сцену, где два человека разговаривают в комнате на протяжении пяти минут, проще, быстрее, а значит и дешевле, чем насытить те же пять минут активным действием, перемещениями героев в пространстве или точно созданными предметной средой и настроением. (СТОИТ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ПЯТЬ МИНУТ НА ЭКРАНЕ – ВРЕМЯ ВНУШИТЕЛЬНОЕ. НЕ ПУТАЙТЕ С ПЯТЬЮ МИНУТАМИ В ЖИЗНИ.)
В сериальном деле большую роль, чем в «настоящем кино», играет продюсер. Продюсер придумывает тему, заказывает сценарий, нанимает творческую группу. А так как наше телевидение нацелено, в основном, на высокие рейтинги, приносящие прибыль от размещения рекламы (выше рейтинг – больше рекламы), то продюсеры склонны ориентироваться на вкусы самого невзыскательного зрителя, то есть - большинства населения. Поэтому художественный и нравственный уровень многих сериалов крайне низок. Их производство расширяется, и к работе привлекается все больше и больше не слишком профессиональных режиссеров, сценаристов, операторов. Некоторые продюсеры прямо заинтересованы в малоквалифицированных постановщиках, у которых нет настоящих творческих амбиций, которые легко управляемы и не предъявляют трудновыполнимых требований к организационному и материальному обеспечению съемок.
Из газетной статьи: «СТАЛО КАК БЫ НОРМАЛЬНЫМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ДЕЛАЕТ ТО, ЧЕМУ НЕ ВЕРИТ... ВНЯТНОЙ ЛИЧНОЙ ИДЕОЛОГИИ ПОЧТИ НИ У КОГО НЕТ... ВО ГЛАВУ УГЛА СТАВИТСЯ ЛИЧНОЕ ВЫЖИВАНИЕ. Я НЕ ГОВОРЮ ПРО КАКУЮ-ТО НЕСЛЫХАННУЮ ИСПОРЧЕННОСТЬ НАШИХ ВРЕМЕН. ЕЕ НЕТ НИ В КОМ. ЕСТЬ КАША В ГОЛОВЕ – И ОНА СТРАШНЕЕ. Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО ХОТЬ У КОГО-ТО ЕСТЬ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РАЗВРАТИТЬ НАЦИЮ...»
А вот автор склонен верить. Ему кажется, что некоторые руководители государственных телеканалов сознательно держат курс на оглупление аудитории, на пропаганду удобных на сей момент власти политических мотивов. В угоду пропаганде новостные передачи часто лгут или умалчивают о тех событиях, которые действительно могли бы волновать аудиторию. А там, где нет открытой пропаганды, там царствует глупость. Глупость и пошлость сочится с экранов телевизора в многочисленных ток-шоу на темы вроде «хорошо ли Ване спать с Маней», рекламных роликах, клипах. Оглупление нации, пожалуй, более сильное оружие, чем прямая пропаганда, ибо, чем стадо глупее, тем легче им управлять. Продюсеры, даже самые лучшие из них, вынуждены считаться с установками руководителей каналов и транслируют эти установки создателям сериалов. Иногда даже профессионально сделанный сериал вызывает неприятие по причинам нравственного свойства. Например, известная «Бригада». Кажется, что его вдохновители и создатели сознательно втюхивали в незрелые головы молодежной массы идеалы бандитского мира. А повторный показ «Бригады» в 2004 году начался как по заказу первого сентября!