портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

тема: от заявки до проката 

12.01.2010 - 06:28 - от заявки до проката

От заявки до проката.

В конце прошлого года, в «Баскаковском» институте прошел круглый стол по проблемам документального кино. Тема была такая: « От заявки до проката».
Я хотел бы поделиться мыслями по этому поводу.
Механизм госфинансирования в 2010 году по всей видимости изменится ( фонд социальной и эконо- мической поддержки кинематографии будет выбирать среди производителей «лидеров», достойных получить государственную поддержку).
Эти новшества коснутся в первую очередь игрового кино, а документальное, дебюты и анимация , останутся в ведении Министерства культуры. Так , что все проблемы какие были никуда от нас не денутся и явятся в новой красе.

Если поглядеть на весь производственный цикл то самые проблемные, узкие места это рассмотрение заявок и прокат. Это две ямы. Те, кто выбрался из первой ( рассмотрение заявок) обязательно свалится во вторую
( прокат). Производственный цикл более менее функционирует, хотя проблем тоже куча : это и нехватка специалистов среднего звена и несоответствие техническим стандартам и многое другое. Но я хотел бы остановиться на рассмотрении заявок и прокате.

Итак рассмотрение и прием заявок.
Я не собираюсь обвинять чиновников Министерства культуры в откатах, взяточничестве , тем более не они придумали эту систему тендеров. Доказать ничего нельзя, за руку никого не поймали. Но косвенных фактов просто море.
В 2009 году выяснилось, что у нас бурно развивается кинематография , а особенно в отдаленных районах Закавказья, средней полосы России, Сибири, там где раньше кинопроизводством и не пахло. Чиновникам за это большой плюс-«Охватываются» регионы и соблюдается видимость демократии.
Появилось масса новых студий о которых раньше никто не слышал. Например студия «Ракорд» из какого то района Ставропольского края получила три госзаказа. Кто эти люди , что они сделали? Никто не знает. Видел ли кто – нибудь их фильмы? Нет. У многих сразу возникает подозрение- чьи то родственники !
В этом году Минкульт сделал вид , что устранился от процесса приемок заявок.
По крайней мере об этом везде говорили. Мол мы здесь ни при чем , у нас все строго по регламенту. Тендер проводит специальная фирма ООО «ТендерПрофи».
ООО «ТендерПрофи» в соответствии со своими знаниями следил, чтобы все было прошито белыми нитками, чтобы все было пронумеровано. Одним словом нотариальная контора. Но нотариусы оказались хваткие – сразу же разместили на своем сайте рекламу своих услуг «Победитель торгов», целью оказания которых является ВАША ПОБЕДА в торгах. Стоимость 25000 руб.
( Текст услуг ниже приводится целиком)

Тех кто шел на торги самостоятельно, минуя ООО «ТендерПрофи»- не долго разговаривая отсекали по самым пустячным предлогам, не допуская до самого конкурса.

Напрашивается резонный вопрос почему какие то сторонние люди определяют кто из кинематографистов дорос до госзаказа? А для чего тогда нужен Минкульт? Деньги потом по контрактам перечислять? Так с этим может справиться какая-нибудь фирмочка наподобие «Кефир- продакшн» , которая тоже участвовала в конкурсах.
Теперь состав комиссий , которые рассматривали заявки. Кто эти люди? Как они туда попали? В каждой не больше двух известных фамилий, которые давно работают в кинематографе. Но у меня сложилось впечатление , что их держали для прикрытия. Состав комиссии должен обсуждаться открыто , это не должно проходить келейно. На конкурс подаются творческие проекты , их дожны оценивать профессионалы, а механистический подход, который использовался при оценке заявок на мой взгляд просто недопустим. А решения принимались по математической формуле. (К сожалению не могу ее здесь воспроизвести. Компьютер печатает какие то каракули)

Теперь критерии.
Конечно художественная часть заявки должна внимательно рассматриваться. Но я хочу обратить внимание на другой аспект. Почему Госзаказ с легкостью отдается фирмам однодневкам? 800000 руб. Вы попробуйте возьмите такой кредит в банке. Вас просветят под всеми углами и если убедятся , что вы вернете деньги и за вас кто то поручится , тогда вы получите кредит. У нас же ситуация была несколько иная. Написать на двух страничках проект, получить от Министерстве культуры госзаказ, а там хоть трава не расти. А какова уже готовая продукция? Ее качество? Кто ее видел?
Я не призываю к сдаче фильмов редколлегии. Я сам это прошел и знаю что это такое. Но пусть фильтром служат кинофестивали , призы. Почему это никак не учитывается? Почему сляпав халтуру эта фирмочка может с легкостью получить новый госзаказ. Главное чтобы правильно были оформлены документы. Здесь дискридитируется сама идея государственной поддержки искусства.
В документальном кинематографе есть студии и режиссеры, фильмы которых чуть ли не каждый год демонстрируются на международных кинофестивалях. На мой взгляд они в первую очередь должны подходить под программу государственного финансирования. А как же тем кто только что пришел?
В игровом кино есть прекрасный конкурс Дебют. Почему такого конкурса не может быть в документальном кино?

Теперь -Прокат:
На мой взгляд проблема проката в сегодняшней ситуации не решаема в принципе. Едва ли помогут электронные билеты. Нужен совершенно другой подход. Производство и прокат должны быть в одних руках. Министр культуры Авдеев уже где то высказывался в этом ключе.
Если Государство дает 70 % финансирования на производство ,то почему бы не подключить государственные структуры и к прокату. В перспективе можно наладить свою прокатную сеть, но уже сейчас можно создать что то наподобие бюро пропаганды киноискусства. В Советское время была такая структура. Она может наладить как клубный показ, так и распространение фильмов на DVD. Мелкие студии этого сделать не смогут. Все финансовые вопросы с продюсерами, которые вносили 30% денег на производство можно решить согласованием.
Надо помнить, что через несколько лет страна перейдет на цифровое вещание. Появятся сотни телеканалов. Почему Министерству культуры
( ГОСКИНО) не получить один такой канал. Все фильмы, созданные при поддержке Министерства культуры, премьеры можно показывать на нем. Мне кажется он составил бы достойную конкуренцию любому каналу.
Кинопродукцию можно распространять и по библиотекам, архивам, даже школам. Можно объявить подписку на фильмы в формате DVD точно так же как когда то объявляли подписку на литературные журналы. Еще раз повторюсь это по силам только министерству.
В Интернете уже сейчас можно создать портал , для показа фильмов
К сожалению в этом году не профинансирован ни один видеожурнал. А Между тем телевизионщики да и прокатчики, с удовольствием берут к показу сюжеты из этих журналов.
За последнее время много говорилось о убыточности документального кино.
Нам надо определиться с таким понятием -Что такое документальное кино? Это культура и история или прибыль? Я склонен думать, что документальное кино не источник наживы , а культурная ценность. Со временем ценность многократно возрастает. Ну а если сделать параллель, то вот недавно начальник экспертно-аналитического отдела департамента кинематографии Минкультуры России Алексей Сахнов сказал: « Средняя господдержка за последние годы на каждый игровой фильм составила 20 млн. рублей. За 3,5 года 45 фильмов собрали в прокате 5 млн. рублей, из них 30 были поддержаны государством » . Затратили на эти 30 фильмов 600 млн. руб , а с проката собрали 5 млн. руб.
Мне кажется в разговорах о убыточности документального кино здесь можно поставить точку.
Я не претендую на то, что мои суждения являются истиной в последней инстанции. Но обсуждать эти темы надо .

Кинорежиссер Владимир Эйснер
1.

Услуги ООО «ТендерПрофи» с их сайта:

ООО «ТендерПрофи» представляет Вашему вниманию новый пакет услуг «ПОБЕДИТЕЛЬ ТОРГОВ», который представляет собой оптимальный комплекс юридических услуг, целью оказания которых является ВАША ПОБЕДА в торгах!

• • Юридические консультации по вопросам участия в торгах и обжалования законных интересов участников размещения заказа, в том числе с выдачей письменных заключений.
• • Экспертизу утвержденной заказчиком документации о торгах (конкурсной документации, документации об аукционе) на предмет законности установленных требований.
• • Подготовку запросов о разъяснении положений документации о торгах.
• • Оформление и сбор всех документов, необходимых для участия в конкурсе или аукционе (подготовка заявки на участие в торгах).
• • Подача и регистрация заявки на участие в конкурсе (аукционе) от имени участника.
• • Сопровождение участника на процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, ведение аудиозаписи заседания по вскрытию конвертов.
• • Отслеживание результатов проведённых торгов (процесса рассмотрения и оценки и сопоставления заявок).
• • Информирование о порядке проведения аукциона у соответствующего заказчика и как следствие выдача устных или письменных рекомендаций о необходимых действиях участника аукциона.
• • Подготовку жалоб, заявлений в контролирующие органы в сфере размещения государственного или муниципального заказа и иные уполномоченные органы.

Вышеуказанный перечень услуг может быть дополнен по желанию Заказчика другими видами услуг*

Стоимость пакета услуг «ПОБЕДИТЕЛЬ ТОРГОВ» составляет 25 000 рублей**

Наряду с покупкой пакета услуг «ПОБЕДИТЕЛЬ ТОРГОВ» Вы также можете приобретать все виды услуг по отдельности, в соответствии с единичными расценками, представленными ниже.

* в случае добавления дополнительных услуг стоимость пакета «ПОБЕДИТЕЛЬ ТОРГОВ» варьируется.

** приобретение данного пакета услуг предполагает комплексное сопровождение участника размещения заказа по участию в одних торгах.

\

yayanson

Ужас!
 

filmdoc

Уважаемый Владимир! Коллеги! Единственный правильный ход в подобной ситуации  - объединение. Нам нужно объединяться. Наступили хреновые времена, а в такие времена остаётся лишь "взяться за руки чтобы не пропасть поодиночке". Конечно, надо хорошенько подумать, кого можно брать за руку в такой ситуации, а кого нельзя. В нашей среде, с к сожалению, много людей так скажем неадекватных, странных, "с притыром", "фриков"... Но им тоже нужна помощь. Но поодиночке нас сожрут просто. У нас есть Гильдия которая ни хрена не делает. Я достаточно хорошо отношусть в Владимиру Еримеевичу Герчикову, но он сам признался, что "не вхож он никуда",  а следовательно, безинициативен. Сейчас каждый за себя. Воюет за свои копейки с ветряными мельницами государства. Прошли эти времена. Наступают времена коллективных писем, публичных процессов, определённых отношений между Государством и Художником. Впрочем, такие времена уже бывали и людям более взрослым не привыкать. Надеюсь, что всё как было не вернётся, у нас есть шанс хоть как-то развернуть ситуацию в нашу пользу. Хотя бы чтобы деньги давали нам на фильмы. Иначе какие мы на хрен документалисты? 

tverdv

 пахнет революционным романтизмом!!! Однако реалии остаются реалиями!!!

gmolodtsov

погляди на статус моей студии - и ничем не отличить от студии-однодневки - ни по названию, ни по форме, ни по "прошлому".
Но иметь юридически оформленную организацию для меня дешевле при производстве,чем запускаться от больших студий и терять и в деньгах, и в свободе, и в правах.
Всё-таки нужно исходить из концепции, что режиссер-документалист во многом - сам себе продюсер, по крайней мере в правовых вопросах. И по официальным протоколам, кто есть кто никак не выяснить - пока имя продюсера и режиссера не станет публиковаться в открытых тендерных документах.

Я думаю, что если предпринимать какие-нибудь шаги, то именно такие, небольшие, близкие к "нотариальной" логике Тендер-Профи. Выступать коллективно - так просить, чтобы в протокол включали не только цену заявки и срок её производство, но и имя продюсера и режиссера-исполнителя. Так, по крайней мере, все будем друг у друга на виду и не будем морочить голову.

rafael77@inbox.ru

Cогласен, что для торгов по списку первыми должны идти, …ещё пока…, государств. киностудии. Вторыми, юридически самостоятельные студии, котр. не первый год работают. И еже с ними, или в них, заслуженные и награждённые кинематографисты. Потом уже всякие ТВ, ЧП, ООО и тд и тп. И при этом отбор тем- заявок, должен происходить НА РАВНЫХ. Надо помнить и о дебютах, тем самым, давая дорогу молодым…
Но!!! Вся эта гиперпотенциальная очередь – полная утопия и сказка! НИКОГДА Москва не захочет отдавать деньги в регионы. Поэтому откаты бессмертны. …Да что Москва, в родном ЖЭУ приплачиваешь слесарю.
Я думаю, займи В.Эйснер аналогичное кресло, как Михалков, в документальном департаменте, ситуацию он не изменит. Это смешно, но, точно – повеяло очередной революцией.
По поводу объединения документалистов, против действий Минкультуры, тоже иллюзия. Ни за что на свете творческие люди не объединятся. Ну пара-тройка людей и то- не надолго.
Вобщем реформировать ситуацию на эти 1,5 млрд., невозможно. Если что – то и измениться, боюсь только усугубится.
…Прокат в «игровом» понимании для док. кино невозможен. Ну, только за редким исключением («Великая Отечественная», «Птицы», «По Форингейту»). Исключительно - договариваться с телевидением, с региональными ТВ особенно.
Кстати, есть ощущение, что новосибирец В.Эйснер, в последние года 2-3 сильно увлекается политикой. А где же кино и киношедевры?

robinow

НЕГР - это кто???????
Я уважал раньше форумы MIRADOXа прежде всего потому, что здесь люди выступают безо всяких кличек, А ПОД СВОИМ ИМЕНЕМ!
Я - профессионал и хочу знать, с кем имею дело!
А в компании людей известных как-то некрасиво скрываться под маской. Не уважительно. 

nazaruk

Справедливое замечание. Обащаюсь к пользователю, назвавшему себя "от Негр", пожалуйста, назовите себя или удалите свой профиль с портала. Впоследствии Вы сможете зарегистрироваться под своим именем.

rafael77@inbox.ru

 Пардон, но ваш портал и для любителей?
Вам что важно мнение, рассуждение, оценки, спор в конце концов? Или регалии? И ТУТ тоже амбициями мериетесь! Господа! Мы все из одного теста... Я что кого-то оскорбил, сматерился, нахамил? Да пусть я буду Иван Иванович Иванов из Иваново. Что- то изменится?
  Вы не документалисты тут, а "НЕПРИЗНАННЫЕ" звёзды! ФЛАГ ВАМ В РУКИ! Ни черта вы так не договоритесь....
С уважением. 

nazaruk

Уважаемый профессионал! Судя по Вашим комментариям, Вы в теме и Вы - профессионал.

Ваше мнение и рассуждения, безусловно, важны и вопрос вовсе не в регалиях. Их никто не спрашивает. Дело в анонимности. Изначально портал был задуман, как открытое профессиональное сообщество, одним из условий регистрации в котором является сообщение о себе достоверной, актуальной и полной информации. Текст Пользовательского соглашения можно прочитать здесь.

Однажды был даже проведен референдум среди пользователей портала на тему разрешить ли анонимные комментарии. Подавляющее большинство проголосовавших было против.

Конечно, людям проще быть откровенными  инкогнито и, возможно, поднять какие-то наболевшие вопросы так проще. Но сообществу профессионалов все равно придется решать проблемы и договариваться открыто и, надеюсь, без взаимных оскорблений.

В данном случае условия неравные. Это как будто Вы пришли на открытое собрание в маскарадном костюме.

Моя просьба  остается в силе.

rafael77@inbox.ru

 Завеяло соцреализмом... Голосование какое- то. Ведь вы сейчас "живёте" в глобальной К. СЕТИ, а для себя выстраиваете зону. Это скучно и утопично. Болг ваш просто получается новостийный, а форум формальный.
 У вас тут нездоровые амбиции. А профессионализм, как и всё остальное в этой жизни, понятие относительное. Ну, я знаю фамилии таких кинодокументалистов как Манский, Мирошниченко, ещё там пару ...
 А ваш "полк" профи так называемых, и не слышал и что самое обидное и не видел их кино.
  "Будьте проще господа и к вам потянутся ЛЮДИ..."  А  для кого вы творите -то???
 Чтобы Вас,хозяйка порта, больше не нервировать - я просто ухожу... Прощайте.
Всем удачи и с уважением к настоящим и честным документалистам.  

nazaruk

Уважаемый! Вы путаетесь в жанрах. Для анонимных нападок и трёпа есть масса возможностей в "глобальной К.СЕТИ". Попробуйте войти под ником в EDN (для справки: European Documentary Network) или зарегистрироваться "от Негром" в профессиональной сети Reelisor ... .

И Вам тоже успехов. Я это пишу совершенно искренне. Заглядывайте к нам  :)