портал для профессионалов и любителей
неигрового кино
регистрация

тема: Музыка в док.кино 

14.08.2009 - 06:36 - Музыка в док.кино

Нужно-ли договариваться с носителями авторских прав в след. случаях:

1. Авторская музыка звучит на экране из радио и ее слушает главный герой
2. Авторская музыка звучит из телефона как рингтон
3. Авторская музыка звучит на экране из радио и дальше монтажно я подставляю оригинальную запись

adoynikov

 Насколько мне известно, нужно договариваться всегда, в том числе в указанных Вами случаях.
Единственный способ использовать чужую музыку без договора (не гарантирую!!) - ставить отрывок
не более 30 сек.

ну а если в титрах я поставлю всех композиторов и исполнителей, тогда тоже нужно все равно с ними связываться для разрешения?

allegro

По-моему, если произведение опубликованное (!), достаточно указать авторов в титрах.

в принципе с Романом согласен. Обычно авторы это просят и никаких денег не берут. Все таки для них это лишняя реклама. А вот если использовать иностранное произведение вышедшее в СССР до 73 года, то вообще ни у кого разрешения спрашивать не надо. Но для полного спокойствия хочется узнать мнение юриста

nazaruk

Уважаемые участники дискуссии, к сожалению, по техническим причинам Станислав не смог выйти на связь. Вопрос с онлайн консультированием сейчас решается в оперативном порядке :)

спасибо за информацию. будем ждать

vadim

приветствую всех!
Людмила рассказала о существовании такого проекта. Как видится, интересного и перспективного. По мере сил попробую в нем участвовать.

Итак, по теме.
все три описанных случая с правовой точки зрения практически ничем не отличаются.
для такого использования, как верно было замечено Андреем (но только в первой части сообщения), необходимо получать согласие, а точнее - заключать договор с правообладателем.

Никакого права на свободное использование 30 или даже 3 секунд не существует.
Указать имена и правообладателей – это соблюсти неимущественные права указанных лиц. При этом нарушителями имущественных прав Вы по-прежнему останетесь.

Есть мнение, что для использования музыки в кино достаточно делать отчисления в РАО. Эта позиция видится ошибочной (хотя я и вижу доводы как за ее правильность, так и ошибочность), т.к. при включении в фильм другого произведения – происходит его изменение в какой-то степени.

Некоторые юристы бы, пожалуй, тут зацепились за "документальный фильм" и сказали, что такое использование допустимо, т.к. будет подпадать под свободное использование – цитирование в информационных целях. Однако я обращаю внимание, что цитирование – не равно копирование. Это разные вещи, которые надо отличать.
Приведенные примеры- это копирование. Цитирование из них можно сделать, но нужно именно делать.
Подробнее о цитировании, кому интересно, я бы предложил почитать в моем подробном ответе:
kolosov.info/faq.php?p=19

Здравствуйте! Как абсолютно правильно написал Вадим Колосов в каждом из приведенных примеров для правомерного использования музыки необхоимо заключать с автором музыки или иным правообладателем договор. Что касается использования произведений иностранных авторов, которые были опубликованы до 1973 года, то с 2004 года данные произведения на территории России охраняются, таким образом, и их использование в фильме допускается исключительно на основании договора. Классификация использования музыки в фильме в качестве цитирования на мой взгляд представляется достаточно спорным и не однозначным.

Спасибо, теперь практически все понятно. остался один вопрос. Допустим, что речь идет о документальном кино. Среди героев происходит важный разговор, а рядом с ними работает радио, в котором поет например М.Джексон. Музыку как Вы понимаете убрать уже нельзя и кусок выкидывать из-за этого тоже недопустимо. Так теперь что, нужно искать этих правообладателей, которые владеют правами на эту песню и получать у них разрешение? А если песня или рингтон таким образом вообще непонятно кем написана? Это же получается нужно каким-то меломаном быть, чтобы его опознать.

В данной ситуации, увы есть только два варианта, либо делать так, что-бы музыки не было, либо искать правообладателя и получать разрешение. Есть еще третий вариант - музыку оставить и надеяться, что обойдется, хотя, как понимаете, это не вариант.

спасибо

rioproduction

А еще вариант - создавать свою музыку и ее использовать.
А большого смысла в использовании известных мелодий в фильмах нет, если фильм не посвящен именно этому исполнителю или автору. Избежать же издержек на отдельного композитора и исполнителей, звукорежиссера (особенно если музыка прикладная, документалистика) - использовать специальные музыкальные библиотеки. Все права подтверждены договорами с авторами и осуществляется лицензирование на использование, переработку и др. действия в рамках вашего проекта. В России одна из таких библиотек www.broadcastmusic.ru
Обращайтесь!

 Ответ господ профессионалов по первым двум позициям - полная чепуха!

1. Авторская музыка звучит на экране из радио и ее слушает главный герой
2. Авторская музыка звучит из телефона как рингтон

Парочка вымышленных примеров:

- Я снимаю сюжет о концерте на городской площади. Или о стихийном митинге, на котором певцы поют. И что?   Мне потом выносить себе мозг что в кадре звучит чужая музыка? Милые мои, тогда после каждой программы "Время" по Первому каналу - должен идти длинный список использованной музыки,  в титрах. А вы титры после новостей видели хоть раз? 
- Снимаю проезд по улицам города, с машины: у проходящего мимо человека зазвонил телефон, звучит мелодия; из открытой двери ресторана звучит музыка; в машине играет радио; дурачок на перекрестке поет попсу; я за кадром напеваю  что-то..... и что теперь?! ко мне будут претензии по правам?

Еще в советское время, первое правило документалиста было: не хочешь беспокоиться по поводу прав на музыку - вставь в кадр радио или магнитофон, или патефон, любой источник... и вводи им музыку в фильм.
Ни у кого, никогда не было и не будет проблем с использованием музыки - если она "вшита" в документальный материал, является его неотъемлемым содержанием.