продюсер, режиссер, сценарист
творческая биография Фокина Олеся Юрьевна 09.05.1954 «Фокина- автор лучшего фильма о Солженицыне, несомненно, вошедшего в историю мирового кинематографа» «Новая газета», 23.11.1999 Родилась в Москве, в семье журналиста и педагога. Образование - МГУ, факультет журналистики, Высшие курсы сценаристов и режиссеров СК РФ. С 1991 г. работает в документальном кино, сотрудничает со СМИ. Все фильмы неоднократно демонстрировались по каналам ОРТ, РТР, «Культура». Лауреат международных и российских кинофестивалей, Член Союзов кинематографистов и журналистов РФ. «За создание галереи ярких портретов в документальном кино» награждена Золотой медалью братьев Люмьер (МКФ «Рождественская звезда», 2002) Фильмография 1990 - «Посвящение» (20мин) (артист Натан Эфрос). «Экран» 1991г.- «Автопортрет в гробу в кандалах и с саксофоном» 67 мин. ( скульптор Вадим Сидур). Ростовская киностудия, . Первый приз на фестивале неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге. Почетный Диплом «Панорамы» Международного кинофестиваля в Берлине «Так о чем же фильм о Сидуре?- Этот фильм- о любви. Грозный поход жизни против бесполого, кастрированного времени». «Огонек» 1992 - «Душа гуляет. Три портрета на фоне среднерусской тоски». 60 мин, «Нерв» «Пожалуй, никто из документалистов в такой манере у нас и не работает. Фильм Фокиной являет нам, несомненно, акт творчества . Живем в России по пословице «Начали за здравие, кончили- заупокой.» Вот и сошлись в фильме живые и мертвые, озадачив нас судьбами своими нелепыми. Грязь, неразбериха в нашей душе, а душа все гуляет, бедная, и кричит, а человек ее не слышит». «Литературная газета» 1993 - «Время Мераба» 60 мин,«К0Д-фильм+»(философ Мераб Мамардашвили). «Строго говоря, -лента Фокиной о Мерабе была бы и десять лет назад непреждевременной и десятилетия спустя не покажется опоздавшей… Это фильм о человеке на все времена» «Московские новости» «Комсомольская правда обращается к Останкино: покажите фильм Фокиной о Мерабе Мамардашвили!» (10.11.1993) 1995- «Дети Архипелага» 60 мин. «К0Д-фильм+» (фильм посвящен деятельности Фонда А.Солженицына, а так же судьбам детей диссидентов). 2002 - «Большая игра» (Олег Басилашвили). 49 мин.Студия «Лавр» 2003- «Ты, да я, да мы с тобой... » (семейная история). «К0Д-фильм+» Человек на все времена- Цикл документальных фильмов, посвященный Альберту Швейцеру Девиз проекта- «Человек на все времена рассказывает о лучшем в человеке и обращается к лучшему в человеке» 1994-1998 - «Избранник», Документальное кино-исследование в трех сериях. (Александр Солженицын) . «К0Д-фильм+», 156 мин. Часть 1. «Математик» Часть 2. «Вложенная цель» Часть 3. «Осень патриарха» Специальный приз жюри Екатеринбургского фестиваля неигрового кино «Россия» «За высокохудожественное осмысление роли писателя в судьбе России», Диплом «Форума» Международного кинофестиваля в Берлине. «Гран-При» на фестивале «Восток-Запад. Писатель ХХ века». Бухарест 1999 «Фильм Фокиной- не апология, но Евангелие , освященное и освещенное страстью, болью, ошибками и открытиями евангелиста» «Новая газета» «Фокина, двигаясь вслед за Солженицыным, в какой-то момент решила взять паузу, не спешить, внимательно оглядеться по сторонам. Она продолжила «Невидимок». …Фокина затеплила свечи в память этих людей и одновременно показала, как драматично воздействуют внутренняя и внешняя биография. Не обойдены стороной и драматические взаимоотношения нобелевского лауреата с Варламом Шаламовым и Александром Твардовским. Автор фильма показывает, как ценой невероятный усилий герой исполнил вложенную задачу и цель – он написал «ГУЛАГ», он создал литературу, он отдал долг миллионам невернувшихся. Одновременно, однако, возникает ощущение, что точных судеб вообще не бывает. Помимо нашего желания и воли кто-то каверзничает над человеком… Пристальность автора утяжеляет бремя славы героя. Это – тяжёлая слава, нелёгкий успех. Пристальность автора нельзя путать с предвзятостью». «Независимая газета», 6.10.1998 « Фильм оставляет ощущение доверительной близости к писателю, который на глазах из монумента, воздвигнутого при жизни, превращался в мудрого, уставшего от долгого и трудного пути человека. Я думаю, этот фильм останется в кино-биографии писателя лучшим, а значит- главным» «Московские новости» 3.02.1999 «Кто определит грань, за которой художнику дозволено сохранять себя для более высоких дел? Ледяное безразличие Солженицына к определенным событиям и трагическим судьбам своих добровольных помощников чрезвычайно задевает, по-человечески настораживает автора фильма, превращая Фокину в настоящего исследователя, историка, психолога. Здесь-правда о неоднозначном человеке и бесспоргом герое, пережившим свою миссию. Фокина сняла фильм сенсационный». «Вечерний клуб»,23.9.1998 «В фильме Фокиной чувствуется разочарование писателя, объясняемое недостатком последователей. Солженицын преимущественно говорит с теми, кто бессилен как политически, так и духовно и представляет собой, во многом, достойную любви, отсталость России. ..Писатель избегает бесед с равными ему по интеллекту людьми. В плюралистическом обществе у пафоса пророка исчезло необходимое противодействие.Жесткие проповеди С. Выглядят в нынешней России как понимание тяжести в невесомости. На русской сцене, где вместо трагедии уже давно разыгрывается злой фарс, Солженицын является, быть может, последнейтрагической фигурой» Франкфурт Альгемайне Цайтунг.13.11.1998 1999г. - «Доктор» (52 мин.) (Нейрохирург, академик Александр Коновалов). «К0Д-фильм+» 2002 Приз «Восхождение». ( МКФ Веры Холодной, 2004 г.) «В фильме Фокиной в образе доктора Коновалова перед нами предстает само человеческое достоинство. Глядя на него, обретаешь смысл жизни, понимаешь, что имел в виду Господь, создавая Человека» «Культура» 2001 г.«Смотрите на закат» (49мин)(Тонино Гуэрра и Микеланджело Антониони»). «К0Д-фильм+» при поддержке Министерства культуры РФ. «Золотая медаль братьев Люмьер». Москва «Фильм Фокиной чрезвычайно тонко, поэтично и сдержанно исследует метафизику любви, владеющей двумя старыми поэтами- Тонино Гуэррой и Микеланджело Антониони». «Новая газета» «Смотрите на закат»- это фильм о распадающемся на наших глазах мире , в котором Художник «продолжает делать свои самолеты, когда на Земле уже нет больше никаких аэропортов» «Независимая газета) 2004г. - «Чудеса и тайны» -, 52 мин. (Лауреат литературной премии «Дебют» Илья Попенов). «К0Д-фильм+», Министерство культуры РФ Приз X Международного кинофестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» «За талантливое воплощение высоких нравственных позиций» Приз «За любовь и милосердие» на Международном кинофестивале в Киеве, 2004 г., Почетные Диплом ы Международных фестивалей в Санкт-Петербурге, Сочи («Кинотавр»), Екатеринбурге, Москве («Радонеж»), Рождественского фестиваля «Вифлеемская звезда», «Docpoint», Хельсинки, Стокгольм «Фильм светлый, воздушный , несмотря на то, что в подробностях показана вся тяжесть положения больного мальчика и его матери. Бывают моменты , когда на глазах невольно проступают слезы ,и ,может быть, именно в наше время нам так не хватает этого горячего кома в горле…Я очень ясно почувствовал, что этот больной , парализованный мальчик – как бы образ сегодняшней России». «Литературная газета» «Чудеса и тайны- особый, очень личный диалог режиссера со зрителем и с самим собой. Это пронзительная исповедь художника, отчаянно протестующего против наступления зла, настаивающего на том, что добро- есть, и оно должно постоять за себя и победить». «Вечерняя Москва». «Весь фильм пронизан радостной волей, этим настроением победы мальчика, сумевшего выйти за пределы возможностей, определенные тяжелым недугом» Журнал «Москва» 2007 - «Ангело-Почта» , 92 мин. 2 серии (Семья Томашевских и Иосиф Бродский) Часто1. Время земляники Часть 2. Остановка в пустыне. «Код-фильм+» при поддержке Федерального Агентства по культуре и кинематографии. Специальный приз Жюри МКФ «Послание к Человеку» », С-Петербург, «За живое и яркое свидетельство жизни выдающихся деятелей культуры» , Специальный приз Жюри МКФ « Литература и кино», Гатчина, диплом МКФ в Москве, «Окно в Европу», Выборг «В этом некоммерческом фильме открывается Бродский , какого мы еще не знали- верный в дружбе, способный десятилетиями тратить себя на поддержание теплых человеческих чувств. Такого Бродского открыла для нас «Ангело-почта». «Российская газета» «Ангело-почта»- фильм об исходе русской интеллигенции. Это- «Вишневый сад» нашего времени. Журнал «Итоги» «In this noncommercial film Brodsky is presented not so much as the genius poet, but Brodsky as we have never known him, despite his verses and essays, where it would seem he opened up to us completely. Here he is new to us!-faithful in friendship, capable of maintaining warm, personable ties for decades. This Brodsky was revealed to us in Angel mail» «Washington Post» 2009- «Не говори мне, кто ты», 52 мин. «Код-фильм+» при поддержке Министерства культуры РФ. (Д-р Ксавьер Эммануэлли, Франция. Деятельность SAMUSOCIAL во Франции и России) «Неужели то, что делают Эммануэлли и его друзья- и есть то самое Добро? Ясно одно: все, что снято Фокиной- это и есть наша жизнь. Это правда» «Российская газета».